Главная » 2017 » Март » 26 » О немой киноленте "Броненосец Потёмкин"...
13:55
О немой киноленте "Броненосец Потёмкин"...

                  ***              ***            

Оригинал взят у в Броненосец «Потемкин» - На острие Истории

На прошлой неделе я впервые полностью посмотрел немую киноленту «Броненосец Потемкин» одного из основоположников советского кинематографа Сергея Эйзенштейна. Со стыдом хочу признаться, что в свои 34 года, я впервые просмотрел этот шедевр от начала до конца. Да, конечно я и раньше его видел, и не мог не видеть, но как-то скомкано отрывками, ключевые и знаковые сюжеты – лестница, казаки, коляска, разбитые очки…

И сейчас, я по-настоящему оценил это произведение великого советского режиссера. Именно с этим фильмом, вышедшем на экраны в 1925 году в мировой кинематограф пришел и заявил о своих правах новый герой и имя ему – угнетенный народ.

Новое время требовало соответствовать вызовам и масштабам эпохи. Эйзенштейн уловил этот всеобщий переход от частного к общему, от масштабов одного человека, одной личности к масштабам противоборствующих классов.

В основу фильма легла реальная история восстания матросов на одном из самых новых и сильнейших кораблей Черноморского флота – броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Восстание произошло 14 июня 1905 года, после того, командир корабля отдал приказ наказать матросов, отказавшихся есть борщ с протухшим мясом. Команда выступила в защиту своих товарищей, арестовала офицеров и захватила корабль.

0613.jpg

В это время в Одессе шли постоянные стачки и волнения. Матросы привели «Потемкин» в Одессу, чтобы помочь бастующим рабочим. В порту прошли беспорядки, которые были жестоко подавлены жандармами. Израсходовав запасы топлива и продовольствия, и отчаявшись привлечь на свою сторону другие корабли, моряки направили «Потемкин» в румынский порт Констанцу, где сдали броненосец румынским властям.

В эпоху становления советской власти грандиозные планы построения нового общества требовали и соответствующих ценностных ориентиров, которые должны были объединить многонациональное государство. Советская власть задействовала в формировании новых нравственных установок огромные силы, в этот процесс были вовлечены, театр, музыка, кино, поэзия.  Новое время требовало новых героев. «Броненосец» в этом смысле является воплощением новой эпохи. Оказывая эмоциональное воздействие на зрителя, картина задает ориентиры и «распределяет» действующих лиц в разные колонны классовых непримиримых врагов. DSC01224.JPG

Созданная по истории восстания на броненосце кинолента Эйзенштейна поражает своей масштабностью и правдоподобностью. Используя свои новаторские идеи Эйзенштейн, так смонтировал многие сцены, что смотрящего не покидает ощущение документального реализма, эмоционального накала.

Но, «Броненосец» совсем не хроника, а гениальное художественное произведение. Переработанные фантазией художника факты истории превратились в единый сплав образов. Это ощущение усиливается отсутствием в фильме главных героев как таковых – есть только типажи. При этом, используя разнонаправленное движение людских потоков Эйзенштейн создает ощущения всеобщности процесса, как будто народ сходится со всех сторон, а зритель является участников происходящих событий. Такое же ощущение присутствия создается у зрителя в эпизоде расстрела солдатами мирной толпы, спускающейся в порт по городской лестнице. Сцена, снятая с множества точек и искусно смонтированная, заставляет зрителя ощутить себя среди жертв трагедии. FiIPwoy.jpg battleship-odessa-massacre.jpg

Фильм Сергея Эйзенштейна прежде всего о народе - угнетенном и обездоленном, жаждущем свободы и справедливости. Революция неизбежна и закономерна утверждает режиссер. Людскую волю, к изменению существующего уклада не задушить и жизнь, отданная за правое дело, за счастье других – есть плата за бессмертие. Именно таким, бессмертным в людской памяти героем становится в фильме матрос Вакулинчук. Гибель Вакулинчука глубоко переживает вся встревоженная Одесса, но одновременно она объединяет людей вокруг одной общей цели и становится отправной точкой революционного порыва.

vlcsnap-2014-07-07-21h34m50s24.png

Революция неизбежна, она рядом, еще немного и оковы падут.

В этом смысле, красный стяг, развивающийся на мачте броненосца, который мы видим в конце черно-белого фильма, является своеобразным напоминанием из будущего…         А нам напоминанием из прошлого о грядущем и неизбежном…

potemkin_bronenosets_foto_3.jpg

Оригинал взят у в Броненосец «Потемкин» - На острие Истории

 

 

***  «Бронено́сец „Потёмкин“» — немой исторический художественный фильм, снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году. Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.    

***

***  

К 20-летию первой русской революции  юбилейная комиссия  ВЦИКа  приняла решение о постановке ряда спектаклей, посвященных революционным событиям 1905 года. Кроме того, в рамках празднований предполагалась «большая фильма, показанная в особых рамках, с ораторским вступлением, музыкальными (сольными и оркестровыми) и драматическими сопровождениями, по специально написанному тексту». Сценарий предложили написать Нине Агаджановой, постановку картины поручили 27-летнему Сергею Эйзенштейну.

По первоначальному сценарию фильм должен был осветить целый ряд эпизодов, связанных с революцией 1905 года: русско-японскую войнурезню армянреволюционные события в Санкт-Петербургебои в Москве. Съемки предполагалось вести в целом ряде городов СССР.

Сергей Михайлович начал со съемок в Ленинграде и успел снять эпизод железнодорожной забастовки, конку, ночной город и разгон демонстрации на Садовой улице. Дальнейшим съемкам помешало ухудшение погоды: начались постоянные туманы. При этом режиссёр был поставлен в жесткие временные рамки: фильм требовалось закончить к концу года, хотя сценарий был утвержден лишь 4 июня. Объективно оценив ситуацию, Сергей Эйзенштейн принимает решение отказаться от первоначального сценария и ограничиться лишь одним из его эпизодов — восстанием на броненосце «Потёмкин», который в обширном сценарии Агаджановой занимал всего несколько страниц (41 кадр). Сергей Эйзенштейн совместно с Григорием Александровым существенно перерабатывает и расширяет сценарий. Кроме того, в ходе работы в картину вносились эпизоды, не предусмотренные ни сценарием Агаджановой, ни сценарными набросками самого Эйзенштейна, как, например, сцена шторма, с которой начинается фильм. В результате содержание фильма оказалось очень далеким от первоначального сценария Агаджановой.

Кинолента была снята в Одессе, которая тогда являлась одним из центров кинопроизводства, и где удалось найти подходящий для съемок корабль.

Первый показ фильма произошел 21 декабря 1925 года на торжественном заседании, посвященном юбилею революции 1905 года в Большом театре.

Премьера состоялась в Москве 18 января 1926 года в 1-м Госкинотеатре (ныне — к/т «Художественный»).

Немой фильм был озвучен в 1930 году (при жизни режиссёра С. М. Эйзенштейна), восстановлен в 1950 году (композитор Николай Крюков) и переиздан в 1976 году (композитор Дмитрий Шостакович) на киностудии «Мосфильм» при участии Госфильмофонда СССР и музея С. М. Эйзенштейна под художественным руководством Сергея Юткевича.

В 1925 году после продажи негатива фильма в Германию и его перемонтажа режиссёром Пилем Ютци, «Броненосец „Потёмкин“» вышел в мировой прокат в отличающейся от авторского замысла версии: расстрел матросов был перенесен из начала в конец фильма. В дальнейшем он подвергся цензуре и в СССР: были удалены некоторые кадры и промежуточные титры, слова Л. Д. Троцкого в прологе были заменены цитатой из В. И. Ленина. В 2005 году под общим руководством Фонда «Германская Кинематека» (Deutsche Kinemathek), при участии Госфильмофонда и Российского государственного архива литературы и искусства, авторская версия фильма была восстановлена и озвучена музыкой Эдмунда Майзеля.

Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» к моменту съемки фильма был списан, готовился к утилизации и находился в неудовлетворительном состоянии. Вместо него в фильме снимался находившийся в Одесском порту броненосец «Двенадцать Апостолов». К этому времени он был превращен в склад плавучих мин, что затрудняло съемки. Сцены, происходившие во внутренних помещениях, снимали на крейсере «Коминтерн».

По сюжету фильма восставшие поднимают над броненосцем красный флаг. Однако при существовавших тогда возможностях красный флаг в черно-белой передаче выглядел бы чёрным. Поэтому в картине снимали белый флаг. На копии, предназначенной для премьеры в Большом Театре, на 108 кадрах, где появляется флаг, он был вручную выкрашен в красный цвет, что произвело большой эффект на зрителей.

***   

В ролях:

   Плакат фильма

***

*** 

***          ***

***   

***   

***   

***

Восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» (также известно как «возмущение», «неповиновение», «открытое сопротивление», «бунт», «мятеж») — одно из заметных событий революции 1905—1907 годов в России и первый случай вооружённого мятежа целой воинской части в ходе этой революции. Проходило с 14 (27) июня по 25 июня (8 июля) 1905 года.

В ходе стихийно начавшегося из-за некачественной пищи вооружённого выступления матросы захватили корабль в свои руки, убив при этом часть офицеров. Не имея чёткого плана дальнейших действий, восставшие повели корабль в Одессу, где намеревались пополнить запасы угля, воды и продовольствия, поддержать проходившие в городе антиправительственные выступления и встретиться с главными силами Черноморского флота, которые, как полагали восставшие, присоединятся к восстанию. После того, как планы и надежды восставших не оправдались, броненосец, совершив поход от Констанцы до Феодосии и обратно, спустя одиннадцать дней сдался румынским властям в порту Констанца.

Восстание на броненосце способствовало углублению кризиса власти в Российской империи и имело для неё негативные внешнеполитические последствия. Оценки восстания в России менялись в соответствии со сменой господствовавшей в стране идеологии — от негативных в имперской России до абсолютной героизации восстания и его участников в республиканской и советской, причём всякий раз различные аспекты восстания в эти периоды освещались необъективно. В постсоветское время история восстания либо замалчивается, либо искажается с позиций его дискредитации или гипертрофирования национальной составляющей.                       https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0_%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%86%D0%B5_%C2%AB%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%91%D0%BC%D0%BA%D0%B8%D0%BD%C2%BB  , ... , 

***        Восстание на броненосце «Потёмкин»,  Революционный митинг в Одесском порту возле тела погибшего лидера восставших матросов, Григория Вакуленчука. Рисунок. 1905 год.

***

Красный флаг на броненосце "Потёмкин".jpg

***

Просмотров: 533 | Добавил: iwanserencky | Теги: 1905 год, революция 1905 года, матросы, матрос, люди, Красный флаг, кинофильм Броненосец Потёмкин, Броненосец Потёмкин, одесса | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: