Главная » 2018 » Июль » 26 » Берегись автомобиля. Взгляд на...
06:08
Берегись автомобиля. Взгляд на...

***

***   

 

***

***

"С жульём, допустим, надо бороться!"

"С жульём, допустим, надо бороться!"

Написал сегодня о рязановском фильме "Берегись автомобиля" (1966) как отличной иллюстрации к истории формирования буржуазии в СССР. Мне справедливо обратили внимание, что помимо спекулянта (сиречь мелкого буржуа) Семицветова, в фильме Рязанова присутствует эпизодическая, но гораздо более зловещая и многозначная фигура: "В фильме был ещё тесть Семицветова — тоже довольно интересный персонаж. Подполковник в отставке, который как бы осуждал зятька — но только на словах. "Свободу Юрию Деточкину!" — но при этом доча замужем не за Деточкиным, а за "жалким" Семицветовым. И "ворованную" дачу он не погнушался на себя оформить."

И действительно! Семицветов, конечно, неприятен, но он, по крайней мере, понятен, прост, как две копейки. Совсем не так очевидно обстоит дело с его тестем, подполковником в отставке Семёном Васильевичем Сокол-Кружкиным. На первый взгляд, это даже довольно-таки симпатичная и обаятельная личность. Ворюгу-зятя он вроде бы на дух не переносит, то и дело роняя по его адресу уничижительные реплики:

"С жульём, допустим, надо бороться!""Мы будем просто-таки нещадно бороться с лицами, живущих на, допустим, нетрудовые доходы!""Вот дам тебе просто-таки коленом — и вылетишь с моего участка!""Тебя посодют, а ты не воруй!""Твой дом — тюрма!" и т.д.

Но в то же время благосклонно принимает от него все материальные дары, тут же провозглашая их своими: "Пускай все слышат: это моя дача! Машина на имя жены, дача на моё имя… Ничего у тебя нет! Ты голодранец!.. Ты вообще живёшь на свете по доверенности".

И действительно: Семицветов и впрямь живёт на свете "по доверенности"... но ведь оформлена эта доверенность от имени его "неподкупного" тестя!Получается, что офицер-"правдоруб" крышует своего зятя-мошенника, образует с ним своеобразный симбиоз.

Необходимый и полезный для них обоих.

Вот примерно такие взаимоотношения и образовала "продвинутая" часть позднесоветской бюрократии с развивавшейся в позднем СССР буржуазией. Отражение которой мы видели на экране в виде Семицветовых, Козодоевых и тому подобных "смешных" персонажей, теневиков, фарцовщиков, спекулянтов...

"Жениться надо на сироте!". Нет, на сироте не выйдет — кто бы тогда "крышевал" Семицветова и писал ему доверенности?

"Жениться надо на сироте!". Нет, на сироте не выйдет — кто бы тогда "крышевал" Семицветова и писал ему доверенности?

Персонаж Анатолия Папанова кичится тем, насколько зависим от него зять-буржуа. "Этот тип всегда должен помнить, кто я такой есть! А он рядовой... жулик! Всё-таки надо тебе дать коленом, надо!.. Ха-ха… Н-надо!.. Ты знаешь, что я могу просто-таки напросто-таки за это с тобой сделать?— Я знаю… знаю…— А-а, боится! Гы-гы-гы…"

Тут поневоле приходит в голову постсоветская история 90-х годов. Когда роли в этой связке неожиданно поменялись и главными внезапно стали буржуа. Получается, что герой Папанова — "просто-таки напросто-таки" предшественник тех, кто сейчас стоит во главе российского государства. Да и во главе почти всего постсоветского пространства (кое-где, как на Украине, Семицветовы взяли на себя и первую роль). В связке с теми же Семицветовыми, которые давно уже перестали называться рядовыми жуликами и спекулянтами и носят "гордые" имена олигархов, фигурантов списка "Форбс" и "креативного класса"...

А многие ещё удивляются — как это так случилось, что советская бюрократия, вся состоявшая в КПСС, громогласно провозглашавшая борьбу с жуликами и спекулянтами, вдруг взяла и перешла (не целиком, но значительной своей частью, отбросив остальную в ходе переворотов 1991-1993 годов) на службу буржуазии. А вот так и перешла, как герой Папанова... (Кстати, надо понимать, что образ Сокол-Кружкина в фильме, по задумке его авторов — отнюдь не положительный, а сатирический и разоблачительный). И начинался этот процесс ещё тогда.

Свободу Юрию Деточкину!".

Свободу Юрию Деточкину!".

В этот момент зритель почти сочувствует Семёну Васильевичу Сокол-Кружкину. Нечто подобное мы услышали в начале 2000-х. Но немногочисленные Деточкины остались сидеть, а Семицветовы — при своих капиталах.

Цинк.                Источник :      https://zen.yandex.ru/media/burckina-new.livejournal.com/neojidannyi-vzgliad-na-komediiu-beregis-avtomobilia-5b57220a42b5f100a974141d        Неожиданный взгляд на комедию "Берегись автомобиля" | Буркина Фасо ЖЖ

***

***

***

***    

 
 


Историю формирования позднесоветской буржуазии вполне можно писать по советским художественным фильмам. Ведь она там изложена вполне открыто, не таясь. Только фильмы надо брать не про достойных людей, а про мошенников и жуликов. Возьмём, например, монолог жулика Семицветова из рязановского "Берегись автомобиля" (1966): "Ну почему! Почему я должен так жить? Господи, за что? Почему? Я, человек с высшим образованием, должен таиться, приспосабливаться, выкручиваться! Почему я не могу жить свободно, открыто? Ой, когда всё это кончится?". Это же не просто чувства отдельного жулика, а мини-программа тогдашней "теневой" буржуазии, где есть уже заявка и тайная мечта о том, "когда всё это кончится?". Кончилось, как известно, через 20 с небольшим лет после съёмок указанного фильма.
Ну, а публичная программа тогдашних буржуа выражалась в судебной речи того же Семицветова: "Этот тип замахнулся на самое святое, что у нас есть. На Конституцию! В ней записано: каждый человек имеет право на личную собственность. Оно охраняется законом. Каждый имеет право иметь машину, дачу, книги, деньги… Деньги, товарищи, ещё никто не отменял. От каждого по способности, каждому по труду в его наличных деньгах…"
В общем, весь этот процесс происходил у всех прямо перед глазами, и даже странно, что его не замечали тогда так явно, как он видится теперь. Или посмотрим сатирический монолог Аркадия Райкина "Дефицит" (1974 год), который тогда вызывал у публики общий смех. Теперь этот юмор, вероятно, современным слушателям непонятен. Однако процесс формирования буржуазного класса в миниатюре показан достаточно чётко. На основе "дефицита", то есть существования "товаров повышенного спроса" возникает "теневой рынок", для своих людей, которых мы "любим". Ну или, скорее, для тех, кто может заплатить дополнительные деньги за дефицитный товар, который, по очаровательному выражению того же Семицветова, надо "изыскивать".

"ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Мне нужен магнитофон заграничный, американский или немецкий.
ДИМА СЕМИЦВЕТОВ: Вот есть очень хороший, отечественный.
ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Нет, спасибо, отечественный не подойдёт.
ДИМА СЕМИЦВЕТОВ: Заграничный надо изыскивать.
ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Я понимаю. Сколько?
ДИМА СЕМИЦВЕТОВ: Пятьдесят.
ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Пятьдесят?
ДИМА СЕМИЦВЕТОВ: Угу.
ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Ну, возьмите себя в руки.
ДИМА СЕМИЦВЕТОВ: Нужно узнать, нужно привезти. Италия.
ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Да-а.
ДИМА СЕМИЦВЕТОВ: Нужно попридержать…"

Возникает и новая, неофициальная общественная иерархия, в которой почётное место занимают люди, которые по советским понятиям должны были бы иметь далеко не столь высокий статус: директор магазина, завсклад и т.д. Фраза Райкина про "товароведа обувного отдела", который идёт "как простой инженер", вызывала в 70-е годы особенно повальный смех слушателей, поскольку она переворачивала вверх дном официальную иерархию, в которой инженер, научно-технический работник, ценился гораздо выше, нежели "товаровед обувного отдела"...

В 1966 году Семицветовы выглядели ещё жалко и убого, героями дня казались идеалисты Деточкин и Подберёзовиков. (Кстати, персонаж Райкина в 1974 году выглядит гораздо более уверенно и победительно, что тоже отражает ход шедших изменений). В действительности же как раз Деточкин и Подберёзовиков были уходящей натурой, а Семицветов — героем если не сегодняшнего, то завтрашнего дня. Который и наступил в ходе контрреволюции 1985-1993 годов, когда бюрократия неожиданно для многих перешла на службу к Семицветовым...

МЕТКИ: ИсторияСССРЭкономика     Источник :  https://ru-polit.livejournal.com/15571810.html#cutid1

Александр Майсурян (maysuryan) написал в ru_polit 
  304

 

***    

 

***

Берегись автомобиля 

 

«Береги́сь автомоби́ля» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Мосфильм» в 1966 году режиссёром Эльдаром Рязановым. Скромный и застенчивый страховой агент, в прошлом шофёр, а ныне ещё и актёр самодеятельного театра Юрий Деточкин оказывается непримиримым борцом за справедливость.

***

***

***

***

***

***

Просмотров: 561 | Добавил: iwanserencky | Теги: общество, кино, Берегись автомобиля, точка зрения, взгляд на мир, буржуазия, Однако, Взгляд на..., видео, фильм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: