Главная » 2015 » Апрель » 23 » Актёры Победы. Алексей Смирнов
01:46
Актёры Победы. Алексей Смирнов

***

   О своих фронтовых заслугах Алексей Смирнов не любил распространяться: «Ну, служил, ну, есть какие-то награды - так ведь в войну все отличились. А я ничего особенного не сделал». «Какими-то наградами» были: два ордена Славы - 2-й и 3-й степени, орден Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».

   

   В конце 1930-х годов Алексей Смирнов поступил в театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии, и после ее окончания в 1940 году Смирнов некоторое время работал актером эстрады. Когда началась Великая Отечественная война, оба брата ушли на фронт, и вскоре младший брат Алексея погиб. А Алексей Смирнов командовал огневым взводом в 169-м минометном полку, прошел путь от рядового до лейтенанта

   

   О том, как воевал старший сержант Алексей Смирнов, можно было прочесть в его наградных листах: «9 апреля 1944 года в районе деревни Пилява после мощных артналётов два батальона противника при поддержке 13 танков перешли в атаку.

   

   Тов. Смирнов со взводом открыл мощный миномётный огонь по немецкой пехоте. В этом бою огнём взвода было уничтожено: 4 станковых и 2 ручных пулемёта, 110 фашистских солдат и офицеров. Контратака немцев была отбита.

    

    20 июля 1944 года в районе высоты 283.0 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею.

     

      Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой с личным оружием. Огнём из винтовки и автоматов батарея отбила нападение немцев. На поле боя осталось 17 гитлеровцев, Смирнов лично взял в плен 7 гитлеровцев».

     

      Один из орденов Славы Смирнов получил за бой близ деревни Посташевице.

      

     В наградном листе было записано: «Товарищ Смирнов с тремя бойцами бросился на немцев и лично из автомата убил трех гитлеровцев и двух взял в плен.

     

      22 января 1945 года, несмотря на интенсивный ружейно-пулеметный и артиллерийско-минометный обстрел, с расчетом переправил на себе миномет на левый берег реки Одер. Откуда огнём из миномёта уничтожил 2 пулемётные точки в деревне Эйхенрид и до 20 гитлеровцев. 36-й артполк овладел деревней и плацдармом на левом берегу реки Одер».

      

      Во время одного из боев Алексей Смирнов был сильно контужен и после долгого лечения в госпитале вернулся домой к матери.

     

     Алексей решил вернуться к профессии актера, и в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии.

         

       Послевоенные годы для Смирнова выдались очень тяжелыми.

      

     Он очень мало зарабатывал, в кино еще в то время не снимался, в театре он играл лишь в массовках, и заботился о больной престарелой маме.

     

        В театре долгое время не знали о боевых заслугах Смирнова. А сам он очень не любил распространяться на эту тему.

      

         Но однажды во время гастролей в 1954 году в городе Капустин Яр актеры театра увидели отдыхающих военных.

          

        Тогда Смирнов строевым шагом направился к одному из них и отрапортовал: «Товарищ маршал, разрешите доложить: лейтенант Алексей Смирнов!»

        

         Директор театра вспоминал: «Я присмотрелся: перед нами - сам маршал Жуков.

      

        «Смирнов?.. Слышал-слышал. А что сейчас делаете?» - «Я артист, работаю у вас во Дворце культуры». – «Хорошо, вечером обязательно приду на ваш концерт».

          

           В тот день Жуков действительно пришел на наше выступление.

                

          Потом адъютант шепнул Смирнову: «Маршал лично приглашает вас на банкет».

            

                Так мы узнали о заслугах нашего коллеги»

            

          Любой выход актера на сцену вызывал у зрителей восторг и веселье.

                   

                   Особенно любили Алексея Смирнова маленькие зрители.

              

           В начале 1950-х годов на счету Смирнова было несколько сыгранных заметных ролей в репертуаре Театра комедии, в том числе в таких спектаклях, как «Вольный ветер» и «Девичий переполох».

              

            А в спектакле по пьесе-сказке Н.Адуева «Табачный капитан» Смирнов сыграл свою первую драматическую роль Петра Первого.              Директор театра музыкальной комедии рассказывал: «Многие вокалисты, которым посчастливилось услышать Смирнова, считали, что ему надо бросить театральную карьеру и заняться пением. У него был великолепный грудной бас - просто он никогда не занимался вокалом. Таких голосов по всей России тогда насчитывались единицы! Все восхищались, когда Смирнов играл драматические роли. До сих пор его Петра Первого никто не может переиграть. Жалко, что он ушел в кино. Там использовали его внешность. К концу 1950-х годов слава об интересном актере-комике распространилась не только в театральной среде, но и среди кинематографистов.

            Первым появлением в кино была роль матроса в фильме «Балтийская слава»

            

           В 1959 году режиссер Юрий Озеров пригласил Смирнова на одну из ролей в свою картину «Кочубей», в которой актер сыграл единственного комического героя

           

          Смирнова заметили и другие кинорежиссеры. В 1961 году на экраны СССР вышли два новых фильма с участием Смирнова. В комедии Владимира Фетина «Полосатый рейс» Смирнов сыграл матроса Кныша, а в картине «Вечера на хуторе близ Диканьки» Александр Роу доверил Смирнову роль посла. Оба фильма пользовались огромной популярностью у зрителей, а Смирнов стал известным и популярным актером.

    

    Спустя два года благодаря роли Билла в комедии Леонида Гайдая «Деловые люди» актер стал еще более популярен. Фильм имел огромный успех у зрителей, и Смирнов начал свое триумфальное шествие по съемочным площадкам страны.

   

   Режиссеры с удовольствием приглашали его в свои картины, работать со Смирновым им было чрезвычайно легко, так как он понимал установки режиссера с полуслова и безоговорочно выполнял любые комедийные трюки – умел смешно прыгать, падать, бегать на четвереньках и даже соглашался купаться в ледяной воде. В 1964 году Смирнов снялся у Леонида Быкова в фильме «Зайчик» и у Элема Климова в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». А в 1965 году его снова позвал исполнить роль в своей комедии «Операция «Ы» и Другие приключения Шурика» Леонид Гайдай.

   

   Алексей Смирнов охотно исполнил в этой картине роль хулигана и тунеядца Феди и уже в первый год проката фильм посмотрела треть населения страны, а в последующие годы фильм регулярно демонстрировался по телевидению. В результате такие реплики из фильма, как «Надо, Федя, надо», «А компот?!», «Если я встану, ты у меня ляжешь», «У вас несчастные случаи на стройке были?» - «Нет». – «Будут» - стали фольклором, а картина стала практически вневременным явлением в отечественном кинематографе. В течение 1960-х годов Смирнов снялся еще в нескольких фильмах: «Айболит-66», «Свадьба в Малиновке», «Удар, еще удар» и «Семь стариков и одна девушка»

***

***


Эти фильмы оказались настолько популярными у зрителей, что актеры, снявшиеся в них, превратились практически в национальных героев. Это случилось и со Смирновым, который, даже играя роли второго плана, сумел стать одним из самых популярных комиков советского кино.

     В 1974 году в фильме «В бой идут одни «старики» Быков сыграл роль командира эскадрильи Титаренко, а своему другу Смирнову доверил сыграть роль его механика. Против кандидатуры Смирнова возражало все руководство Госкино СССР: «Это же Федя из «Операции «Ы», все будут смеяться». Но несмотря на сопротивление худсовета, Быков все же утвердил Смирнова на роль и после выхода фильма стало ясно, что Быков не ошибся. Всем запомнился эпизод, когда механик Макарыч тайком крестит взлетающий самолет. Этого эпизода не было в сценарии, его придумал Смирнов, знавший – что такое война. Именно эта роль впервые по-настоящему показала способность Смирнова играть серьезные драматические роли. А сам Смирнов в одном из разговоров с коллегами с горечью отметил: «Как жаль, что я так поздно нашел своего режиссера» Но из-за запрета чиновников в Госкино Смирнов все же не смог сняться в картине своего друга Леонида Быкова «Аты-быты, шли солдаты», куда тот его настойчиво приглашал. А последней крупной работой Смирнова в кино была комедия чехословацкого режиссера Олдржиха Липского «Соло для слона с оркестром». Артист сыграл в ней клоуна по фамилии Смирнов. Позже он снялся еще в трех картинах - «Маринка, Янка и тайны королевского замка», «Дипломаты поневоле» и «Лес, в который ты никогда не войдешь», однако его появление в них ограничилось короткими эпизодами

  

  В октябре 1978 года у Смирнова случился сердечный приступ, после которого он длительное время провел в больнице. 25 марта 1979 года к нему в гости приехал Леонид Быков. Это была последняя встреча друзей. Посмотреть на знаменитого режиссера сбежался весь персонал ленинградской больницы. Быков принес Смирнову апельсины и провел у постели больного друга два часа. На прощание, похлопав его по плечу, сказал фразу из фильма: «Будем жить, Макарыч! Будем жить». Спустя две недели Леонид Быков погиб в автокатастрофе. Врачи не сказали Смирнову о трагической гибели друга, опасаясь, что такое известие окончательно подорвет здоровье актера. Но при выписке кто-то все же сообщил Алексею Макаровичу эту трагическую весть. Смерть единственного друга потрясла Смирнова. Своим здоровьем он больше не занимался. Вскоре домой к Смирнову была вызвана «скорая помощь», но до больницы врачи Смирнова не довезли. 7 мая 1979 года Алексей Смирнов скончался от сердечного приступа.

***

***

***

***

***

***

***

***

***

 Многие прошли по нелегкой военной судьбе: Этуш, Никулин, Папанов, Весник, Басов, Гайдай, Гринько и много ещё других актёров. Низкий поклон от их потомков-от нас ... Текст взят с ресурса  Чтобы помнили

***

***

Почему некоторые фронтовики с недоумением восприняли награду на груди знаменитого Маэстро из фильма «В бой идут одни старики»

 

Известно, что Леонид Быков, снимая фильм «В бой идут одни старики», старался учитывать каждую мелочь, чтобы не получить упрёк за ту или иную неточность от фронтовиков, которых в год премьеры фильма (1974) оставалось в живых еще очень много. Уже после премьеры оператор картины Владимир Григорьевич Войтенко рассказывал, что Быков первую смонтированную, но еще рабочую версию фильма показывал группе фронтовиков-летчиков, которых специально пригласил на киностудию Довженко, и те нашли в фильме ряд замечаний, которые Леонид Федорович постарался исправить. Но даже после этого строго контроля в фильме всё равно остались моменты, которые выявились уже после премьеры, когда его посмотрело огромное количество фронтовиков.

Например, в диалоге механика (Алексей Смирнов) с Маэстро (Леонид Быков), есть фраза: «А я для нашей "девятки" штуцера-а выбил...», которую он произносит когда Маэстро из очередного задания вернулся на немецком "Мессершмитте", после того как его самолет был сбит. Так вот военные летчики позже рассказали Быкову, что «девяткой» называли модель истребителя Ла-9, которая появилась в войсках сразу после войны в 1946 году, но не в 1943, когда происходили события фильма.

А воевали в 1943 году на модели Ла-5, которую в 1944 году заменили на Ла-7. Звали их соответственно "пятёрка" и "семёрка". Внешне они были очень похожи между собой, и с "девяткой" тоже. Правда эти критики не обращали внимание на то, что самолет Маэстро носил бортовой номер "09".

Были замечания и по наградам, которые были на груди главного героя. Например, в начале фильма капитан Титаренко (Маэстро) имеет один Орден Красного Знамени, а в финале уже майор Титаренко носит два таких ордена. Разберем по порядку, почему это не очень понравилось фронтовикам.

Почему некоторые фронтовики с недоумением восприняли награду на груди знаменитого Маэстро из фильма «В бой идут одни старики»

 

В начале фильма в 1943 году у Маэстро на груди следующие награды (слева направо): Знак «Гвардия», потом на другой стороне груди Орден Ленина, Орден Красного Знамени и выше Звезда Героя СССР.

Знак «Гвардия»

Почему некоторые фронтовики с недоумением восприняли награду на груди знаменитого Маэстро из фильма «В бой идут одни старики»

 

Этот знак был учрежден в 1942 году и выдавался всем военнослужащим воинский частей, которые были преобразованы в гвардейские за особые заслуги в боях с фашистами. Сразу после учреждения этот знак был очень популярным и уважаемым в войсках. Особенно для молодых солдат, которые еще не имели своих личных наград, но уже могли с гордостью носить этот знак. Тем более, что для гражданских лиц он был очень похож на орден. То, что Маэстро и его сослуживцы носили этот знак в 1943 году, было вполне нормально и объяснимо.

Орден Ленина

Почему некоторые фронтовики с недоумением восприняли награду на груди знаменитого Маэстро из фильма «В бой идут одни старики»

 

Этот орден относился к высшим наградам государства. Им награждали за особые заслуги не только граждан, но и организации, города и т.д. Во время войны выдавался всем Героям Советского Союза. Почему орден выдавался в придачу к звезде? У этого тоже есть объяснение, о котором чуть позже.

«Золотая Звезда» Героя Советского Союза

Почему некоторые фронтовики с недоумением восприняли награду на груди знаменитого Маэстро из фильма «В бой идут одни старики»

 

Звание Героя ввели в 1934 году. Присуждая его, вручали Орден Ленина. Когда в 1939 году была учреждена высшая государственная награда - медаль Героя СССР (Золотая Звезда), вместе с ней по традиции продолжали вручать и Орден Ленина. Поэтому у всех обладателей Золотой Звезды всегда на груди красовался и этот орден.

В данном случае, Маэстро еще до событий описанных в фильме, одновременно получил обе эти награды: Золотую Звезду и Орден Ленина.

Орден Красного Знамени

Почему некоторые фронтовики с недоумением восприняли награду на груди знаменитого Маэстро из фильма «В бой идут одни старики»

 

Рядом с Орденом Ленина у Маэстро на груди приколот Орден Красного Знамени. Это орден является вообще первым в истории СССР орденом (появился в 1924 году). Он был последователем другой подобной награды – Ордена Красного Знамени РСФСР, которая была учреждена еще в 1918 году. Этот орден выдавался за: «особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите социалистического Отечества». Другими словами, когда в 1939 году появилась Золотая Звезда, она была альтернативой ордену Красного Знамени. Но до появления её, герои гражданской войны награждались именно этим орденом.

Но откуда тогда на груди капитана Титаренко этот орден? Ведь он был слишком молод, чтобы заслужить его на гражданской войне? В фильме проскакивает информация, что он был в Испании, где события с участием наших летчиков происходили в 1936-1939 годах. Тогда появление этого ордена вполне объяснимо.

В финале фильма на груди уже майора Титаренко появляется второй Орден Красной Знамени.

Почему некоторые фронтовики с недоумением восприняли награду на груди знаменитого Маэстро из фильма «В бой идут одни старики»

 

Те, кто работал в кадрах и наградных отделах, говорили Быкову, что во время войны этим орденом награждались не часто, так как за исключительные личные подвиги чаще вручали Золотую Звезду.

Когда Леонида Федоровича спросили об этом, он ответил, что одним из прототипов Маэстро (а это был собирательный образ) был прославленный летчик Александр Покрышкин, который как-раз в течении 1943 года получил три таких ордена Красного Знамени – один весной, второй летом и третий уже в декабре. И Быков посчитал, что Маэстро тоже вполне мог получить хотя бы один такой орден в 1943 году. Но дело в том, что Покрышкин получил эти ордена в исключительном и беспрецедентном порядке, о котором Быков не знал.

Всем известно, что Покрышкин воевал мастерски и геройски. Поэтому в 1943 году он уже был дважды Героем Советского Союза. Но он продолжал сбивать вражеские самолеты, и за это нужно было награждать. В итоге он закончил войну трижды Героем Советского Союза, но тогда в 1943 году, Верховное командование посчитало, что вручать третью, и последующие звезды в середине войны будет перебором. Поэтому после второй звезды ему начали давать ордена Красного Знамени. Но другим военным за подобные подвиги и достижения вручали Звезду Героя. Поэтому правильнее было бы, если бы у майора Титаренко появился не второй Орден Красного Знамени, а вторая Золотая Звезда.

Но постепенно это вообще перестали замечать, так как тех людей, которые могли бы это заметить, к сожалению, в живых уже почти не осталось.

Фотографии использованы из открытых источников.

________________________________

***   Источник :     https://zen.yandex.ru/media/id/5cf0ff34c1698200ab736d7a/pochemu-nekotorye-frontoviki-s-nedoumeniem-vospriniali-nagradu-na-grudi-znamenitogo-maestro-iz-filma-v-boi-idut-odni-stariki-5f8afe4fa70d4515e781dfb6?&utm_campaign=dbr    

... Читать дальше »

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

ПОДЕЛИТЬСЯ

 

***

***

Кино, актёры, игра... Нищенка

             

 

От рампы – свет, за ней – артисты.
Приходим чудо созерцать.
Творцы чудес то медленны, то быстры.
Умеют мастера до струн души достать.

Чтоб в ней мелодия звучала, 
Прекрасных чувств, искусства благодать.
И проникаем мы в спектакль с начала, 
И продолжаем с трепетом вникать.

За жестом – жест, за словом – слово, 
К финалу вместе движемся с творцом,
Благодарим& ... Читать дальше »

***

***

***

***

 

Женька. Рассказ. Книга... Сороковые. Вячеслав Кондратьев.

 

...Как сорок четвертый наступил, так везде - и в тылу и на фронте - один запев: когда американец начнет по-настоящему воевать, пора уже, сколько можно одной тушенкой да порошком яичным отделываться. Война-то, можно скачать, уже вроде выиграна, но народу еще много может загибнуть, пока с Гитлером-гадом до конца разделаемся, а второй фронт открыли бы, все же побыстрей, может, к победе пришли.

Возвращаясь на свои места, они еще издалека услышали:

- Замолчи, тварь! Не смей про нас так! - Женькин голос.

- Это я-то тварь?! Я-то честная, я троих дитев без отца ращу! Это вы там под наших мужиков...

- Замолчи, говорю! Чего мы там видели, тебе в сто лет не увидеть...

... минут через сорок  разыскал их солдат и  сказал, что бабоньку он успокоил, что полный порядок, что сходит та еще до Москвы и что, когда сойдет она, могут они опять в свой вагон идти. Женька внимала всему этому совершенно равнодушно, словно и не из-за нее разгорелся весь сыр-бор. Солдата это, видимо, задело, и он тихо, но так, чтоб она слышала, сказал Ушакову:

- Вы, товарищ старший лейтенант, ей эту пугалку дамскую не отдавайте. Она хоть и не убивает, но покалечить может, ну и вообще...

- Я и не отдам,- ответил Ушаков.

- Еще как отдашь, старшой! - взметнулась Женька.- Это Лешин подарок! Поняли? И ты, дядя, не подначивай тут, катись, откуда пришел...  

...Читать дальше »

***

***

ВЕЛИКИЕ  МЫСЛИ  ВЕЛИКИХ  ЛЮДЕЙ https://yadi.sk/mail?hash=bEcDbk9MS6AY6ocmk7DRYZRJFfgx%2FDklwNToOnppgSyphW5pETzLv4jhoe0c8WZJq%2FJ6bpmRyOJonT3VoXnDag%3D%3D%3A%2F%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B5%2B%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%B8%2B%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%85%2B%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%B9.&w=1         - ТЕКСТЫ. КНИГИ — Яндекс.Диск

 

Жадность бездонна - в эту пропасть можно падать бесконечно. Корыстный часто не знает, чего он хочет, и единственное, что его ждёт, - это конечная неудача. Истинно великий не может быть жадным. Чтобы сохранить друзей, нужно прощать. (Древний Восток.Египет. - Афоризмы.)

Великие мысли великих людей. — Яндекс.Диск

yadi.sk

***

В зеркалах скального отражения

            В горах...сентябрь, 2012 год                     На Кавказе, осень, Тхач         В походе, Тхач, Кавказ                 ... Читать дальше »

***

О книге

На празднике

Поэт Зайцев

Художник Тилькиев

Солдатская песнь 

Разные разности

Из свежих новостей - АРХИВ...

11 мая 2010

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 1306 | Добавил: sergeianatoli1956 | Теги: из интернета, Маэстро, день победы, актёр, награды, Леонид Быков, В бой идут одни старики, Алексей Смирнов, кино, майор Титаренко, Актёры Победы. Алексей Смирнов, актёры, Награды майора Титаренко | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: