Главная » 2025 » Январь » 31 » Вольтер
21:34
Вольтер

***

***

Вольтер

  • ===

Изображение с сайта steamcommunity.com Изображение с сайта youtube.com Изображение с сайта championat.com Изображение с сайта os.mos.ru  Изображение с сайта vk.com Изображение с сайта travelask.ru  Изображение с сайта br.pinterest.com  Изображение с сайта dzen.ru  Изображение с сайта dzen.ru

===

Нейро

На основе 3 источников

Вольтер (имя при рождении — Франсуа-Мари Аруэ) — французский писатель и философ, один из главных представителей просветительской мысли XVIII века. Поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк и публицист.1

В своих острых статьях и памфлетах Вольтер протестовал против войн, религиозного фанатизма, гонения инакомыслящих и выступал за просвещение и социальные свободы.2

Литературное наследие Франсуа-Мари Аруэ насчитывает более двухсот томов.3

===

Факты

  • Родился: 

    21 ноября 1694 года, Париж, Королевство Франция

  • Умер: 

    30 мая 1778 года (83 года), Париж, Королевство Франция

  • Партнёры: 

    Эмили дю ШатлеМари-Луиза Миньо

  • Чем известен: 

    либерализм

  • Отношение к науке: 

    поддерживал развитие науки

===

Книги

Задиг

1747 г.

Кандид,
или
Оптимизм

1782 г.

Орлеанская
девственница

Магомет

Zaïre

1733 г.

Irène

1779 г.

Микромегас

1752 г.

Dictionnaire
philosophique

1764 г.

La Henriade

1723 г.

Весь список

***

***

...

Вольтер (1933) Voltaire (субтитры)

***

***

...

Вольтер - наставник королей. Рассказывает историк Наталия Ивановна Басовская

***

***

Вольтер

Материал из Википедии — свободной энциклопедии  

Сын нотариуса Франсуа Аруэ (1649—1722) и его жены Марии Маргариты д’Омар (1661—1701), Вольтер учился в иезуитском колледже «латыни и всяких глупостей», однако предпочёл праву литературу; начал свою литературную деятельность во дворцах аристократов в качестве поэта-нахлебника. Родственник матери аббат Шатонеф, сочувствовавший его литературным увлечениям, ввел молодого человека в аристократический круг. Это было так называемое общество Тампля, объединившееся вокруг герцога Вандома — главы Ордена мальтийских рыцарей.

За сатирические стишки в адрес регента и его дочери герцогини Беррийской попал в Бастилию (куда потом был отправлен вторично).

В январе 1726 был избит лакеями шевалье де Рогана, которого осмеял. Оскорбленный и униженный Вольтер хотел вызвать Рогана на дуэль, но вследствие интриги обидчика снова очутился в тюрьме, откуда был освобождён с условием выезда за границу; занимателен тот факт, что в юности два астролога предсказали Вольтеру всего 33 земных года. И именно эта несостоявшаяся дуэль могла сделать предсказание реальностью, но случай решил по-другому. Об этом в 63 года Вольтер записал: «Я назло обманул астрологов уже тридцатью годами, за что прошу покорно извинить меня».

Дом Вольтера в поместье Ферне

Позже уехал в Британию, где прожил три года (1726—1729), изучая её политический строй, науку, философию и литературу.

Вернувшись во Францию, Вольтер издал свои английские впечатления под заглавием «Философские письма»; книга была конфискована (1734), издатель поплатился Бастилией, а Вольтер бежал в Лотарингию, где нашёл приют у маркизы дю Шатле (с которой прожил 15 лет). Будучи обвинён в издевательстве над религией (в поэме «Светский человек»), Вольтер снова бежал, на этот раз в Нидерланды.

В 1746 году Вольтер был назначен придворным поэтом и историографом, но, возбудив недовольство маркизы де Помпадур, порвал с двором. Вечно подозреваемый в политической неблагонадёжности, не чувствуя себя во Франции в безопасности, Вольтер последовал (1751) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с 1736) находился в переписке, и поселился в Берлине (Потсдаме), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи (карикатурно изображённым Вольтером в «Диатрибе доктора Акакия»), был вынужден покинуть Пруссию.

Французское правительство воспретило ему въезд в Париж, и не отменило потом этого запрета до самой смерти Вольтера. Ему пришлось направиться в Швейцарию, где в 1753 году он поселился в республике Женева. Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в «Отрадное» (Délices), приобрёл затем ещё два имения: в швейцарской Лозанне — Турнэ, и, рядом с республикой Женева во Франции — Ферне (1758), где жил почти до самой смерти. Состояние Вольтера пополнялось из разных источников: пенсионы от знатных особ, наследство отца, гонорары за издание и переиздание сочинений, поступления от продажи принадлежавших ему должностей и от финансовых спекуляций и мошенничества. В 1776 году его годовой доход составил 200 тысяч ливров, что превращало философа в одного из богатейших людей Франции.

Каменное надгробие Вольтера в Пантеоне (Париж)

Ферне стало местом паломничества для новой интеллигенции; дружбой с Вольтером гордились такие «просвещённые» монархи, как Екатерина IIФридрих II, возобновивший с ним переписку, Густав III шведский. В 1774 году Людовика XV сменил Людовик XVI, а в 1778 году Вольтер — восьмидесятитрёхлетний старик — вернулся в Париж, где ему была устроена восторженная встреча. Он приобрёл себе особняк на улице Ришельё, активно работал над новой трагедией «Агафокл». Постановка его последней пьесы «Ирен» превратилась в его апофеоз. Назначенный директором Академии, Вольтер приступил, несмотря на преклонный возраст, к переработке академического словаря.

Сильные боли, происхождение которых поначалу было неясно, вынуждали Вольтера принимать большие дозы опия. Вплоть до самой смерти, рядом с ним почти неотлучно находилась его племянница Мари-Луиза Миньо (дочь его сестры Катарины Аруэ — фр. Catherine Arouet). 30 мая 1778 года Вольтер скончался во сне в Париже. Его тело было тайно вывезено и захоронено в Сельерском соборе, в тридцати лье от Парижа.

В 1791 году Конвент постановил перенести останки Вольтера в Пантеон и переименовать «Набережную Театинцев» в «Набережную имени Вольтера». Перенос останков Вольтера в Пантеон превратился в грандиозную революционную демонстрацию. В 1814 году во время Реставрации Бурбонов ходил слух, что останки Вольтера были якобы выкрадены из Пантеона, что не соответствовало действительности. С тех пор прах Вольтера находится в Пантеоне.

...

 

***

***

***

===

===

--- 

ВОЛЬТЕР
ВОЛЬТЕР — настоящее имя Мари Франсуа Аруэ (1694 — 1778) — французский писатель и философ-просветитель, действительный иностранный почетный член Петербургской Академии наук. Боролся против религиозной нетерпимости и мракобесия, феодально-абсолютистского мировоззрения. Сего именем связано распространение в России так называемого вольтерьянства, под которым понимают дух свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов, иронию.

 

Отчизна — это край, где пленница душа.


Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю отечество, тем более и стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлеченными не из его недр.


Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать.

Все к лучшему в этом лучшем из миров.


Нет человека, в котором не было бы чего-нибудь ненавистного, в котором не был бы скрыт лютый зверь, но лишь немногие честно говорят, как они справляются с этим лютым зверем.


Мы потому клеймим ложь наибольшим позором,
что из всех дурных поступков этот легче всего скрыть
и проще всего совершить.

Стр.383

К живым следует относиться доброжелательно, о мертвых же нужно говорить только правду.


Суди о человеке больше по его вопросам, чем по его ответам.

Главное — ладить с самим собой.
Всегда наслаждаться — значит вовсе не наслаждаться.
Пользуйтесь, но не злоупотребляйте — таково правило мудрости. Ни воздержание, ни излишества не дают счастья.


Слезы — это немая речь.

Люби истину, но будь снисходителен к заблуждениям.
Не все, что является фактом, заслуживает того, чтобы быть описанным.


Никто, конечно, не рождается на свет с уже готовыми понятиями о праве и справедливости, но человеческая природа устроена так, что в известном возрасте эти истины естественным образом вырабатываются.


Честного человека можно преследовать, но не обесчестить.
Труд часто является отцом удовольствия.

Жить — значит работать. Труд есть жизнь человека.
Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды.
Никогда не бывает больших дел без больших трудностей.
Видеть и делать новое — очень большое удовольствие.

Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.
Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека — одно и то же.
Ленивые всегда бывают людьми посредственными.

Честь — это бриллиант на руке у добродетели.


Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало.


Многочисленность фактов и сочинений растет так быстро, что в недалеком будущем придется сводить все  к извлечениям и словарям.


Он, должно быть, невежественный человек, поскольку отвечает на все вопросы, которые ему задают.


Теории подобны мышам: они проходят через девять дыр и застревают в десятой.

Люди мало размышляют; они читают небрежно,
судят поспешно и принимают мнения, как принимают монету, потому что она ходячая.


Торжество разума заключается в том, чтобы уживаться с людьми, не имеющими его.


Признательность не всегда красноречива.

13 Великие мысли великих людей

---

Выдать чужой секрет — предательство, выдать свой — глупость.


Чтобы добиться успеха в этом мире, недостаточно быть просто глупым, нужно еще иметь хорошие манеры.         


Глуп тот человек, который остается всегда неизменным.
Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое.
Когда сказать нечего, всегда говорят плохо.


Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит на нас скуку.


Знать много языков — значит иметь много ключей к одному замку.
Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать наши мысли.
Способ нагнать скуку состоит в том, чтобы говорить решительно все.
Искусство быть скучным состоит в том, чтобы говорить все.
Что сделалось смешным, не может быть опасным.
Объясненная шутка перестает быть шуткой.
Откапывая ошибки, теряют время, которое, быть может, употребили бы на открытие истин.

Стр.386

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.


Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу — значит вновь увидеть старого друга.


Книги на злобу дня умирают вместе со злободневностью.


Почему не поднять голос против злодеев прошлого, знаменитых основоположников суеверия и фанатизма, тех, кто впервые схватил на алтаре нож, чтобы отдать на заклание строптивых, не желающих принять их воззрения?


С религией получается то же, что с азартной игрой: начавши дураком, кончишь плутом.


Самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный
для человеческой природы, самый несообразный и самый
зловредный — это деспотизм священников.


Наиболее суеверные эпохи были всегда эпохами самых ужасных преступлений.


Величайшие распри производят меньше преступлений, чем религиозный фанатизм.


Суеверные в обществе то же, что трусливые в войске: они сами чувствуют и возбуждают в других панический ужас.


Добродетель и порок, моральное добро и зло —
во всех странах определяются тем, полезно или вредно данное явление для общества.

Стр.387

---

Многочисленность законов в государстве есть, то же, что большое число лекарей :  признак  болезни и бессилия.


Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.
Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны.
Кто прощает преступление, становится его сообщником.


Никогда двадцать огромных томов не сделают революции, её сделают маленькие карманные книжки в двадцать су.


Твёрдость есть мужество ума, она предполагает  просвещённую решимость. Упрямство, напротив, предполагает ослепление.


Для великих дел необходимо неутомимое постоянство.

Прекрасно быть скромным, но не следует быть равнодушным.
Угрызения совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников.


Люди никогда не испытывают угрызений совести   от поступков, ставших у них обычаем.
Истинное мужество обнаруживается во время бедствия.
Слабость с обеих сторон — такова, как известно, особенность всех ссор.
Ни на что не годится тот, кто годится только для самого себя.

---

Стр.388


Если люди долго спорят, то это доказывает, что то, о чем они спорят, неясно для них самих.
Затянувшаяся дискуссия означает, что обе стороны не правы. 

Глаза дружбы редко ошибаются.


Величайшее удовольствие, какое только может чувствовать
честный человек. — это доставлять удовольствие своим друзьям.


Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга.


Любовь — самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом. 


Бурная ревность совершает больше преступлений, чем корысть н честолюбие.


Мрачная ревность неверною поступью следует за руководящим  ее подозрением; перед нею, с кинжалом в руке, идут ненависть, и гнев, разливая свой яд. За ними следует раскаяние.
Каждый отец семейства должен быть хозяином у себя в доме, а не в доме соседа.
Хорошие характеры, как и хорошие сочинения не столько поражают вначале, сколько под конец.
Великие горести оказываются всегда плодом необузданного корыстолюбия.
Самолюбие есть надутый воздухом шар, из которого вырываются бури, когда его прокалывают.

Стр.389

---

Страсти — это ветры, надувающие паруса корабля; ветер, правда, иногда топит корабль, но без него корабль не мог бы плыть.


Тот, кто желает лишить человека страстей на том основании, что они опасны, уподобляется тому, кто пожелал бы выпустить из человека всю кровь, исходя из того, что она является причиной апоплексического удара.

 


Внеобщественный человек не может иметь морали.

Всякое желание есть зачаток новой скорби.
Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.


Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших — чтобы вовсе о себе не говорить.


Постоянная важность является лишь маскою посредственности.
Лучшее — враг хорошего.

Надежда выздороветь — половина выздоровления.


Старость создана для того, чтобы получать огорчения,
но она должна быть достаточно благоразумна для того,
чтобы переносить их безропотно.


Для глупца старость — бремя, для невежды — зима, а для человека науки — золотая жатва.

Стр.390

===

===

***

***

Читать ещё - Великие мысли великих людей -  https://svistuno-sergej.narod.ru/news/velikie_mysli_001/2025-01-21-8685

***

Читать с начала - Великие мысли великих людей

***

---

ПОДЕЛИТЬСЯ

---

 

Яндекс.Метрика

---

---

 Из мира в мир...

---

---

Фотоистория в папках № 1

005 ПРИРОДА

007 ТЕКСТЫ. КНИГИ

010 ТУРИЗМ

Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001

---

***

Из книги афоризмов

     Платон Head_Platon_Glyptothek_Munich_548.jpg  

Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться.       ***

Круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.                                                                             ***

Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит

о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том,

про что его не спрашивают.                                                                                                                                            ***(ПЛАТОН)

                                       Изображение 180. 1 Вовенарг..jpg      ---  Изображение 186. Вовенарг..jpg                       ... Читать дальше »

*** 

***

***

 Мёртвые души. Н. В. Гоголь.  

 Главы 1 - 4 

***

***

 Главы 5 - 8

***

***

 Главы 9 - 12

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

---

Прикрепления: Картинка 1

Прикрепления: Картинка 2

Прикрепления: Картинка 3 

Прикрепления: Картинка 4  

Прикрепления: Картинка 5

Прикрепления: Картинка 6 

Прикрепления: Картинка 7 

Прикрепления: Картинка 8 

---

---

Прикрепления: Картинка 9 

Прикрепления: Картинка 10

Прикрепления: Картинка 11

Прикрепления: Картинка 12 

Прикрепления: Картинка 13

Прикрепления: Картинка 14

Прикрепления: Картинка 15

Прикрепления: Картинка 16

Прикрепления: Картинка 17

Прикрепления: Картинка 18 

Прикрепления: Картинка 19

Прикрепления: Картинка 20 

Прикрепления: Картинка 21

Прикрепления: Картинка 22 

Прикрепления: Картинка 23

Прикрепления: Картинка 24

Прикрепления: Картинка 25

Прикрепления: Картинка 26

Прикрепления: Картинка 27 

Прикрепления: Картинка 28

---

---

---

Ордер на убийство

Холодная кровь

Туманность

Солярис

Обитаемый остров

О книге -

На празднике

Солдатская песнь 

Планета Земля...

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 67 | Добавил: sergeianatoli1956 | Теги: Вольтер, Великие мысли великих людей, книги, слово, Вовенарг, мудрость тысячелетий, Платон, Из книги афоризмов, книга, афоризмы, афоризм | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: