
***
===
===
ЛАФАТЕР
Иоганн Каспар ЛАФАТЕР (1741—1801) — швейцарский писатель.
Не отнимай ни у кого убеждений,
способствующих его счастью, если не можешь дать ему лучших.
Не доверяйте человеку, который все находит хорошим, который все считает дурным, а еще больше человеку, который безразлично относится ко всему.
Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать,
внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.
Стр.528
Стр.529
===
ЛАФОНТЕН
Жан де ЛАФОНТЕН( 1621 — 1695) — французский писатель. В своих полных мысли и сатиры произведениях опирался на народную мудрость и фольклор.
Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе.
На крыльях времени уносится печаль.
Тонет больше мух в меду, нежели в уксусе.
Истинное величие состоит в том, чтобы владеть собою.
Любовь, любовь, когда ты овладеваешь нами, можно сказать: прости, благоразумие!
Скрывать что-либо от друзей опасно; но еще опасней ничего от них не скрывать.
Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь.
Нет ничего опаснее невежественного друга.
Терпение и время дают больше, чем сила или страсть.
===
Стр.530
===
ЛЕЙБНИЦ
Готфрид Вильгельм ЛЕЙБНИЦ (1646—1716) — немецкий философ, математик, физик, языковед. По просьбе Петра 1 разработал проекты развитая образования
и государственного управления в России.
Настоящий мир — наилучший.
Когда какая-нибудь вещь среди творений Бога кажется нам достойной порицания, мы должны заключить, что она недостаточно нами понята и что мудрец, который постиг бы ее, решил бы, что невозможно даже желать чего-либо лучшего.
Настоящее время чревато будущим.
Зависть есть беспокойство (неудовольствие) души, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им.
Любить — это находить в счастье другого свое собственное счастье.
Любовь есть склонность находить удовольствие в благе, совершенстве, счастье другого человека.
Скромные люди, будучи только свидетелям» неприличного поступка, испытывают ощущения, похожие на ощущения стыда.
Наше счастье вовсе не состоит и не должно состоять в полном удовлетворении, при котором не оставалось бы больше ничего желать, что способствовало бы только отупению нашего ума. Вечное стремление к новым наслаждениям и новым совершенствам — это и есть счастье.
Я стою на том, что плохая голова, обладая вспомогательными преимуществами и упражняя их, может перещеголять самую лучшую, подобно тому, как ребенок может провести по линейке линию лучше, чем величайший мастер от руки.
Горе — это беспокойство души, когда она думает о потерянном благе, которым она могла бы дольше наслаждаться, или когда она мучается из-за испытываемого ею в настоящий момент зла.
Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа.
Если бы геометрия так же противоречила нашим страстям и интересам, как нравственность, то мы бы так же спорили против нее и нарушали ее вопреки всем доказательствам.
Музыка есть радость души, которая вычисляет сама того не сознавая.
---
Стр. 531
===
***«..< ,..:-•• ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Леонардо да Винчи (1452—1519) — великий итальянский жиаописщ, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам высокого Возрождения. Своими многочисленными открытиями, проектами, экспериментальными исследованиями в области математики, естественных наук, механика на века опередил свое время.
-НИПЭТОП О ГЭВМЭД ЗНО МКИ ,№ОУ-
1.
Я предпочитаю смерть усталости. Я никогда не устаю служить другим.
Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.
Существует три разновидности людей:
те, кто видит; тс, кто видит, когда им показывают;
н те, кто не видит.
Сияющая красота юности уменьшается в своем совершенстве от чрезмерных и слишком изысканных украшений.
Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть долгая жизнь. 1де умирает надежда, там возникает пустота.
• -Сирмогци Слава в руках труда.
Любое препятствие преодолевается настойчивостью.
,-А
•Железо ржавеет, не находя себе применения,
•стоячая вода гниет или на холоде замерзает, в ум человека, не находя себе применения, чахнет.
Знания, не рожденные опытом, атерью венкой достоверности, бесплодны и полны ошибок.
Наука — капитан, а практика — солдаты.
Вред приносишь ты, если хвалишь, но еще больше вреда, если порицаешь то, в чем мало смыслишь.
Живопись — это поэзия, которую видят, .а поэзии — это живопись, которую слышат.
«Живопись спорит и соревнуется с природой, . ._ .
>о н »'
1 1е всегда хороню то, что красиво. Д, Истина была единственной дочерью времени. • • оо не карает зла, тот способствует, чтобы оно совершилось.
Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий нх.
4
Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе.
совета у того, кто умеет одерживать победы
над самим собою. ;-. •„. ..„•„
^ Онегине всегда там, где недостает разумных доводов, их заменяет крик.
дд
===
***535
В числе глупцов есть некая секта, называемая лицемерами
которые беспрерывно учатся обманывать себя и других,
но больше других, чем себя, а в действительности
обманывают больше самих себя, чем других.
Поистине тот, кто не ценит жизнь, се не заслуживает.
Если запастись терпением и проявить старание,
то посеянные семена знания непременно дадут
добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.
Печальная участь ожидает того, кто нацелен талантом,
но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои
способности, чрезмерно возносится и предается праздности
к самолюбованию. Такой человек постепенно утрачивает
ясность и остроту ума, становится косным, ленивым
и обрастает ржавчиной невежества, " разъедающей плоть и душу.
Глаза и уши. охочие до чужих секретов, всегда найдутся.
В природе все мудро продумано и устроено,
всякдолжсн заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.
Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать,
да и в умении очернить других ему не откажешь.
Он всегда готов найти оправдание собственной никчемности.
Лучше умереть, чем маяться в неволе.
Никогда не следует гнушаться добрым советом, особенно когда находишься в незнакомом месте.
534
г наших родителей мы получили величайший и бесценный
— жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея | «в сил. ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг — вылечить н выходить их!
Умеренность служит надежной защитой от пороков.
Как теплая одежда защищает от стужи, • так выдержка защищает от обиды. -и.
Умножай терпение и спокойствие духа, " и обида, как бы горька ни была, тебя не коснетсн.
як. кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым . и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием н готовностью Поделиться с нуждающимся последним куском.
Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха.
((->>' ^Ы'И-и ^дп! - !
И для льва выдаются несчастливые дни. коЩД все дает птяво-рот-яавыворот и на каждом шагу подстерегают злоключения.
За сладкое приходится горько расплачиваться,
>^^ II -^-Р^»V^«Л
'и под одной крышей живут в мире и согласии, петуха никогда не могут ужиться в одном курятнике — уж такова их природа.
готов скосить все тяготы и огорчения. А упрямым его .нчает всяк, кому самому недостает выдержки и терпения.
Истинная любовь сказывается в несчастье. *»к огонек, она тем:
ярче светит, чем темнее ночная мгла.
===
***АЕССИНГ
ГотхольдЭфраимЛЕССИНГ(1729—1781) — немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик. Просвещения, основоположник немецкой классической литературы.
Нн один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими.
Люди не всегда бывают тем. чем кажутся.
Мир житейский — это часы, гири которых — деньги, а маятник — женщина.
Судьба подчас чересчур уж сильно замахивается, когда хочет легонько стукнуть нас. Казалось, она вот-вот нас раздавит, а на саном-то деле она всего лишь комара у нас на лбу прихлопнула.
Хорошее и даже самое лучшее быстро приедается, если оно становится повседневным.
..» • - Ожидание радости тоже есть радость. (_'и всегда 1 а ет, Ч1, Радоваться в одиночку грустно.
Горячая лошадь вместе со всадником может сломать се е шею как раз на той тропинке, по которой осторожный осел идет не спотыкаясь. -Я
536
537
Считать себя счастливее или несчастнее,'" * '• нн самой деле, — обычное заблуждение молодости.
Не может быть великим то. что не правдиво.
подобно тому, как комплимент бывает редко без лжи, ни грубость редко бывает без известной доли правды.
клучше терпеть несправедливость, чем ее совершать.
^__ мый медлительный человек, если он только не теряет '"Дэвиду цели, идет быстрее, чем тот. кто блуждает бесцельно.
Если б люди всегда думали об исходе своих предприятий, они бы ничего не предпринимали.
Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, ' но, ради Бога, размышляйте, и хотя криво, да сами/
Самое меньшее благо в жизни — это богатство;
самое большое — мудрость. ' • з'-ч *.изнь
Кто при известных обстоятельствах не лишается ума, тот не имел чего лишиться.
Кто из людей премудрым г "•-'чдлк*".! Не мнит себя? «.№"«, те», м
Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле признания своих ошибок.
Н*зш
^"Я глупец и подаст невзначай хороший совет, ' то Выполнить его следует умному человеку.
===
***Лгыи»
539,
Разговаривая, редко высказывают качества, которыми обладают, скорее выдают те, которых недостает
Разве смеяться — дурно? И разве нельзя смеяться,
сохраняя полную серьезность?.. Смех лучше сохраняет
нам разум, нежели досада и огорчення.
Суеверия, в которых мы выросли, не теряют своей власти ляп над нами даже и тогда, когда мы познали их.
Набожным восторгам предаваться Безмерно легче, чем творить добро. Знай, слабый человек, хоть он подчас Того и сам не ведает, охотно В восторженном безделье пребывает, Мер-Яв»г*' Чтоб только добрых дел не совершать.
Самый отъявленный злодей старается извинить себя
н уговорить, что совершенное им преступление не особенно
существенно н обусловлено необходимостью.
Птнну можно поймать. Но можно ли сделать, чтобы клетка была ей приятнее вольного воздуха?
Не все те свободны, кто смеется над своими цепями.
Плохо, если царь Орел средь падали, но ежель он ..,,. Сам падаль средь орлов, — пиши пропали
Злые люди всегда ищут местечко потемнее, уже потому,
что они злые. Но что толку, если они н скроются от всего
света? Совесть-то поважнее целого света, обвиняющего на •
Красота души придает прелесть даже невзрачному телу
точно так же. как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение. —— .--
Очарование — это красота в движении. чкС1 Копш мы прекрасны, мы прекраснее всего без нарядов.
Воображение... сообразуется с нашими деяниями,
н если эти деяния отвечают тому, что мы зовем нашим
долгом, нашей добродетелью, то воображение лишь
приумножает для нас покой и радость.
Свлдатом надо быть во нмя отчизны или из любви к делу,
за которое идешь в бой. Бея цели служить сегодня здесь,
а завтра там — значит быть подручным мясника, не более.
Герой — это муж, знающий, что есть блага,
которые дороже жизни; муж, посвятивший свою жизнь
служению государству, себя одного — служению многим.
. сознающие, что н они блуждали по запретным тронам, Не могут быть слишком строги. Дан не должны. Важны ведь 116 преграды, которые добродетель воздвигает передлюбо-™о, важно уметь прощать человеческую итбостьтем, кто оставил позади эти преграды, и разумно судить о вытекающих отсюда последствиях. „
ичто не придает столько выражения и жизни, как жесты, Движения рук, особенно при душевных волнениях; ез Жестов самое кривое лицо маловыразительно.
===
***Исполнять обязанности дружбы несколько потрудней, чем восхищаться ею.
->Ю-Кто ищет друзей, достоин того, чтобы их найти; =п*: укогонетдрузей.тотннкогдаихинеиекал.
Одна женщина никогда не признает прелесть другой.
.вот. Природа намеревалась сделать женщину вершиной творения, но ошиблась глиной :. и выбрала слишком мягкую.
В некоторых случаях женщина намного проницательнее сотни мужчин,'
Непростительная гордость — не хотетьбыть обязанным любимому человеку своим счастьем.
Равенство — самая прочная основа любви.
Ничтожна та любовь. что не страшится навлечь презрение на любимую.
Любить надо бескорыстно. Переполненное сердце не может взвешивать слова.
Подпасть пороку по неведению — одно, знать-его и тем не менее в нем погрязнуть — совсем другое.
Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным.
света *>'
ЛИННЕЙ '"• ——V-
ал ЛИННЕЙ (1707—1778) — шведский естествоиспытатель, создатель системы растительного и животного мира, иностранный почетный член Петербургской Академии наук.
:•!№ же шнртьн в алчптъ
«ли возит ожигаем ыикэое
",1311Г
Природа не делает скачка. и '>'
I Изнеженность расслабляет тело.
В естественной науке принщпы должны подтверждаться наблюдениями.
С помощью искусства природа творит чудеса.
540
===
***ЛИХТЕНБЕРГ
Георг Кристоф ЛИХТЕНБЕРГ ( 1 742— 1 799) — немецкий пи-
сатель-сатирик, литературный, театральный и художе-
ственный критик эпохи Просвещения, ученый-физик. Ино-
странный почетный член Петербургской Академии наук.
Одна аюкщгаа одеюгю «е я
Постоянно оказывается, что так называемы!; «дурные люди'
от более основательного изучения их выигрывают,
а «хорошие» от этого теряют.
Самая занимательная для нас поверхность на земле — это человеческое лицо.
.-г--. Старайся не быть ниже своей эпохи.
Родители, которые замечают, что сын хочет стать поэтом,
должны пороть его до тех пор, пока он либо не бросит
стихоплетства, либо не станет великим поэтом.
Есть люди, которые рождаются со влечением ко злу.
Великих мира сего часто упрекают, что они не сделали всего
того хорошего, что могли бы сделать. Они могут возразить: «Подумайте-ка о всем том зле, | „ . которое мы могли бы причинить».
Быть человеком — значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас.
Девиз: стремиться найти истину — заслуга, если даже на этом пути и блуждаешь.
Тот факт, что многие ищут истину и не находят ее, / объясняется, вероятно, тем, что пути к истине, | подобно дорогам в ногайской степи, ведущим от одного места к другому, столь же широки и длинны.
Мы, прайда, уже не сжигаем ведьм, но зато сжигаем каждое письмо, в котором содержится полная правда.
;'
Саман опасная ложь — это истины, слегка извращенные.
Есть люди, которые полагают, •по все, что делается с разумным видом, разумно.
Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают. Пытаться сделать все сразу — значит ничего не сделать.
Золотое правило: судить о человеке не по его мнениям, а по тому, что делают из него эти мнения.
Некоторые ученые накапливают знания только для того, чтобы хвалиться ими.
Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно.
следует ложиться спать прежде, чем не скажешь сейс, за день ты чему-то научился. То, что понимаю я под ом «научился», это стремление раздвинуть границы его НаУ*ного и какого-либо иного полезного знания.
===
***Л
Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком
малом самостоятельном участии, не очень плодотворно.
Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов
В слове «ученый» иногда заключено лишь понятие того, -V •• что человека многому учили, но не то, что он сам чему-то научился.
Изучай все не из тщеславия, а рада практической пользы.
Там, где прежде были границы науки, там теперь ее центр, х*!;!
Общепризнанные мнения о том, что каждый считает делом Давно решенным, чаще всего заслуживают исследования.
Знатоки науки никогда не бывают горными; напротив, надутыми от гордости становятся лишь те, кто, не имея
способностей развивать науку сами, занимаются
популяризацией ее темной истории или же горазды
рассказывать все, что сделали другие.
Учить разуму и быть разумным — совсем разные вещи.
Слово «трудность* совершенно не должно существовать для творческого ума.
Следует стремиться увидеть в каждой вещи то,
чего еще аиктаие видел и над чем еще никто не думал-1ъ1>п;гкн>
Большинство людей больше живут ш> моде, чем по разуму
.Ум человека можно определить по тщательности. .»:!.. с которой он учитывает будущее или исход дела.
Общение с разумными людьми вада очень рекомендовать
каждому именно потому, что дурак таким образом
из подражания привыкает поступать умно.
^^ С остроумием дело обстоит, как с музыкой: чиккмьше ее слушаешь, тем более тонких созвучий желаешь.
^^^^Ногй<
Ничто так не способствует душевному спокойствию, как полное отсутствие собственного мнения.
(не скорее считают добродетелью раскаяние в ошибках, чем старание их избежать.
Великие люди тоже ошибаются, и некоторые из них так
часто, что почти впадаешь в искушение считать их
людьми незначительными.
КаждыА человек имеет свою о<мбеиную манеру ошибаться,
тем более что ошибки заключаются часто в неправильно
понятой точности.
Можно порицать ошибки великого человека, но не следует из-за них порицать а самого человека.
1еремудрить — это один из самых позорных видов глупости.
птицы поют хуже других. То же относится к людям. В вычурном стиле не стоит искать глубокую мысль.
"тень важное значение имеет, как что-нибудь говорится; "Ч что самые обыкновенные вещи можно сказать так,
что многие подумают: УЖ не сам ли дьявол внушил их говорящему.
КИСЛЯ
===
***Остротами и причудами следует пользоваться так же осторожно, как н всеми вещами, способными ржаветь.
Характер человека никогда нельзя понять вернее, чем по той шутке, на которую он обижается.
В мире было лишь два человека, которых он нежно любил: первый — самый большой его льстец, второй — он сам.
Поистине многие люди читают только для того, ,™,»„-, чтобы иметь право не думать.
Причина того, что люди так мало запоминают прочитанное, заключается в том, что они слишком мало думают сами.
Книгой следовало бы, собственно, называть лишь ту,
которая содержит нечто новое, все прочие — лишь средство
быстро узнать, что уже сделано в той или иной области.
541
Несомненный признак всякой хорошей книги
что она нравится тем больше, *"' чем человек становится старше.
- это тот,
Во многих сочинениях знаменитого писателя я бы охотней прочитал то, что он вычеркнул, чем то, что он оставил.
Когда книга сталкивается с головою и при этом раздается глухой пустой звук, разве всегда виновата книга?
Люди, очень много читавшие, ' " ' ' редко делают большие открытия; следует больше видеть самому, . чем повторять чужие слова.
Он постоянно делал вытеки, и все, что он читал, переходило из одной книги в другую, минуя голову.
— это зеркало; и если & него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола.
.«Он написал восемь Томов. Было бы безусловно лучше, если бы он посадил восемь деревьев или родил восемь детей.
Не удивительно ли, что люди так часто воюют за религию н так редко живут по ее предписанию?
После того как Бога признало сердце, т.е. страх,
его начал искать и разум, подобно тому,
как бюргеры ищут привидений.
Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного,
но, чтобы с полным основанием творить несправедливость,
Нужно основательно изучить право.
Два всадника, сидя на одном коне, дерутся друг с другом — прекрасная аллегория государственного устройства!
Единстве иное, что было в нем мужественного, -«ишь он не мог обнаружить из-за приличий.
ставить умных людей поверить, что ты являешься не тем, ты являешься на самом деле, во многих случаях трудней, чем стать действительно тем, кем желаешь казаться.
™щын человек имеет свою моральную «оборотную сторону», РУю он не показывает без нужды и, пока возможно, прикрывает ее штанами благопристойности.
546
===
***Прежде чем осудить, всегда надо подумать, нельзя ли найти извинение.
Я знаю мину показного внимания: это самая глубокая степень рассеянности.
Отыскивать маленькие недостатки — издавна свойство умов, которые мало или вовсе не возвышались над посредственностью. Возвышенные умы молчат или же возражают против целого, а великие умы творят сами, никого не осуждая.
Заурядный человек всегда приспосабливается к господствующему мнению и господствующей моде, он считает современное состояние вещей единственно возможным н относится ко всему пассивно.
«Хороший тон» находится октавой ниже.
Не следует доверять человеку, который, утверждая что-либо, кладет руку на сердце.
Всякая беспартийность искусственна. Человек всегда партии! шлубоко прав в этом. Сама беспартийность партийна. и.-, * •
Слушатели часто считают себя убежденными там, где их только заговорили.
Рецензенты имеют право не только говорить людям в глаза, К- что они дураки, но даже доказывать им это.
-Публику, когда она хвалит нас, всегда считают компетентным судьей. Но как только она нас порицает признают неспособной говорить о произведениях ума-
549
Поучение находишь в жизни чаще, чем утешение. |•
" -ои • Человек любит общество,
•.'будь это даже общество одиноко горящей свечки.
Как мало друзей остались бы друзьями, ,1 если бы пни могли полностью узнать мысли друг друга.
Девушка, открывающая душу и тело своему другу,'. ,,'1 открывает таинства всего женского иола.
Влюбленный в самого себя в своей любаи имеет,
по крайней мере, то преимущество, чтоу него никогда не будет много соперников, л
Бывает состояние... когда присутствие и отсутствие любимого
человека одинаково трудно вынести, во всяком случае,
в его присутствии не испытываешь того удовольствия.
которого можно Г>ыло бы ожидать, страдая от его отсутствия.
В характере каждого человека есть нечто такое, чего нельзя сломать: это костяк характера.
мыс здоровые и красивые, пропорционально сложенные люди — это те, которых ничего не раздражает.
это старое правило, что человек, когда захочет,
*ет казаться скромным; но скромный человек не может казаться бесстыдным.
Набскнй поступок — не всегда поступок раба. 'п шума выбирают маленьких людей — барабанщиков.
===
***
Ллкк
локк
Джон ЛОКК (1632—1704) — английский философ, создатель идейно-политической доктрины либерализма.
Счастье в своем полном объеме есть наивысшее наслаждение, к которому мы способны, а несчастье — наивысшее страдание.
: Двадцать проступков можно простить скорее, чем одно нарушение правды.
Ничто так не прекрасно для глаза, как правда для ума; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как ложь.
-9»вГ-
У лжи постоянная спутница — хитрость.
Действия людей — лучшие переводчики их мыслей.
н :
От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.
Великое искусство научиться многому — * " —те это браться сразу за немногое.
Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании
страстей, если он дает волю какой-либо собственной
страсти; и бесплодными будут его старания искоренить
в своем воспитаннике порок или непристойную черту,
которые он допускает в себе самом.
551
В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид
Грубости; ученость становится в нем педантизмом;
остроумие — шутовством, простота — неотесанностью,
добродушие — льстивостью.
Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались. •"•"-'
Если строгость и приводит к исцелению от скверной наклонности, то этот результат часто достигается за счет насаждения другого, еще худшего и более опасного нелуга -душенной пришибленности.,™,^,^
Нравственные правила нуждаются в доказательствах, следовательно, они не врожденны.
Вежливость — первая и самая приятная добродетель.
Истинное мужество выражается в спокойном самообладании и в невозмутимом выполнении своего долга, невзирая ни на какие бедствия и опасности.
Истинное мужество готово встретиться с любой опасностью и остается непоколебимым, какое бы бедствие ни угрожало.
страстно влюбленному мужчине, что возлюбленная
обманывает его, представьте ему двадцать свидетелей
неверности его возлюбленной, и можно держать пари,
ставя десять против одного, что несколько любезных слов
ее опровергнут все свидетельства обвинителей.
Нет большей грубости, чем Прерывать другого во время его выступления.
===
***ломоносов
Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (ПН—1765) —первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, художник, историк, поборник отечественного просвещения, развитая русской науки и экономики. Сильная личность, Ломоносов сумел пробиться из крестьянской среды архангельского захолустья в первые ряды людей своего века.
А Дерзайте Отчизну мужеством прославить!
Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей
родной стране, смелости и энергии родится победа. И не
только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной
мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое
медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые
глубины и выводит их на солнечную ясность.
.„ ,т-. Ничто не происходит без достаточного основания.
Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.
; -*»*
яг^. Кто малого не может, тому и большее невозможно.
Журналист не должен торопиться порицать гипотезы-
Оные единственный путь, которым величайшие люди успели
открыть истины самые важные.
553
Неттакого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек.
Неусыпный труд все препятствия преодолевает.
Один опыт я станлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением. Ч .
Наука есть Ясное познание истины, просвещение разума,
непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости
подпора, строительница градов, полков, крепость успеха
в несчастии, в счастии украшение, везде верный ис*
и безотлучный спутник.
За общую пользу, а особливо за утверждение Науки
в Отечестве, и против отца своего родного восстать
за грех не ставлю.
Те. кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно худо скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют. му(».:^К
М>8сота, величие, сила и богатство российского языка явст-
ЧП°т довольно из книг, в прошлые века писанных, когда еще
«жмо никаких правил для сочинений наши предай не зна-
"*• но и о той едва ли думали, что оные есть или могут быть.
к, которым Российская держава великой части света евает, по ей могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку Уступает. И для того нет сумненин, чтобы российское 0 не м°гло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.
552
===
***Духовенству к учениям, правду физическую для пользы
и просвещения показутощим, не привязываться,
а особливо не ругать наук в проповедях.
Повелитель многих языков, язык российский не только
обширностью мест, где он господствует, но купно собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе.
Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет
Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и Богословия
учитель, если он думает, что по Псалтире научиться можно
астрономии или химии.
Ошибки замечать не много стоит: дать нечто лучшее — вот что приличествует достойному человеку.
Любовь сильна, как молния, но без грому проницает, и самые сильные ее удары приятны.
Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною
болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гаднн,
ничего не производит.
Журналист никогда не должен создавать себе слишком высокого представления о своем превосходстве, о своей авторитетности, о ценности своих суждений. Ввиду того что дея тельность, которой он занимается, уже сама по себе неприятна для самолюбия тех, на кого она распространяется, он оказался бы совершенно не прав, если бы сознательно пр чинял им неудовольствие и вынуждал их выставлять на ев 1;" 1 .1,. . его несостоятельность.
55-*
.СХГ
555
й*
ЛОПЕ ДЕ ВЕГА
Лопе Феликс деВЕГА КЛРПЬО (ЛопедеВега) (1562— 163В) — испанский драматург, крупный представитель Возрождения. Автор свыше 2 тысяч пьес, 500 из которых изданы.
кп
Свободу, царство, счастие нашел Тот, кто избрал при жизни ореол Высокой чести и бессмертной славы.
Мирская слава — вспышка пакли. Пылает миг — и гаснет вдруг.
В деле чести непригоден Астрологии язык.
Вся доблесть состоит в уменьи ь-'Ы Стать выше, чем слепая страсть: '
Чем больше трудностей в борьбе, Тем и победа будет краше.
, ,л
Поверьте, признак мудреца — великодушное забвенье.
Порыв рождается душой.
Осушествленье — грудью смелой.
Отвага — внутреннею силой, • т ^ I
Гордыня — тайным размышленьем,
Решимость — пламенным желаньем,
Лот Д*.
===
***Маял
учите ь
Одушевление — надежной, Неколебимость — мощью духа, Непримиримость — раздраженьем, Общительность — благоразумьем, Бесстрашие — высокомерьем, Велнкодушье — благородством, Влюбленность — прелестью предмета. Благожелательность — радушьем, Отчаянье — самозабвеньем, Все дружелюбное — любовью. . Д фозное — ревнивым сердцем. 1\С'
Ведь раб не тот, кто стонет под кнутом, Не тот отшельник, кто по воле неба Живет в уединении глухом, И нищ не тот, кто просит корку хлеба. Но тот и раб, и нищ, и одинок, Кто в жизни выбрал спутником порок.
Природу трудно изменить, Но жизнь изменчива, как море. Сегодня — радость, завтра — горе, И то и дело рвется нить.
Во все времена земля была человеку родной матерью, а вода злою мачехой.
Кто мудр, испытывать не станет к.-. Ни женщин, друг мой, ни стекла.
Тем, кто в бой вступил с судьбой, Не о гордости пустой, А 0 долге печься надо..
' Г. ' -
357
®Г Ч
ад!
556
Раз сделать глупость — не беда. Беда — хотеть ее исправить. И глупость первую оставить Нам безопаснее всегда. "-• '
Надежда на счастье, пусть даже обманчивая, никогда не причиняет человеку зла, (потому что она облегчает жизнь.
Уважать женщин — это долг, которому всякий честный человек должен повиноваться с рождения.
Помни, друг, трудней найти-••:. Друга, нежели подругу. '"^^эи
Измена другу — преступленье' Без оправданья, без прощенья.
В дороге и в тюрьме всегда рождается дружба и ярче проявляются способности человека.
... чужой секрет * Мучительнее всех несчастен!
Раздражению неведомы полутона.
Учтивость отомкнет везде Д. Расположенье и доверье. А глупое высокомерье — ""• • ' лпбч». — Ключ к неприязни и вражде. жу. тги ьин
заботы —
Любовью оскорбить нельзя, -ими.
Кто б нн был тот, кто грезит счастьем;
Нас оскорбляют безучастьем.
Лене дг (Вяд
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Читать с начала - Великие мысли великих людей - https://svistuno-sergej.narod.ru/news/velikie_mysli_001/2025-01-21-8685
***

***
---
ПОДЕЛИТЬСЯ
---

---
---

---
---
Фотоистория в папках № 1
005 ПРИРОДА
007 ТЕКСТЫ. КНИГИ
010 ТУРИЗМ
Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001
---
***
Из книги афоризмов
Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться. ***
Круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже. ***
Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит
о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том,
про что его не спрашивают. ***(ПЛАТОН)
--- ... Читать дальше »
***
***
***
Мёртвые души. Н. В. Гоголь.
Главы 1 - 4
***
***
Главы 5 - 8
***
***
Главы 9 - 12
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***

***
***
Прикрепления: Картинка 1
Прикрепления: Картинка 2
Прикрепления: Картинка 3
Прикрепления: Картинка 4
Прикрепления: Картинка 5
Прикрепления: Картинка 6
Прикрепления: Картинка 7
Прикрепления: Картинка 8
***
***

***
***
Прикрепления: Картинка 9
Прикрепления: Картинка 10
Прикрепления: Картинка 11
Прикрепления: Картинка 12
Прикрепления: Картинка 13
Прикрепления: Картинка 14
Прикрепления: Картинка 15
Прикрепления: Картинка 16
Прикрепления: Картинка 17
Прикрепления: Картинка 18
Прикрепления: Картинка 19
Прикрепления: Картинка 20
Прикрепления: Картинка 21
Прикрепления: Картинка 22
Прикрепления: Картинка 23
Прикрепления: Картинка 24
Прикрепления: Картинка 25
Прикрепления: Картинка 26
Прикрепления: Картинка 27
Прикрепления: Картинка 28
***
***
***

***
***
***
***
***
---
Ордер на убийство
Холодная кровь
Туманность
Солярис
Обитаемый остров
О книге -
На празднике
Солдатская песнь
Планета Земля...
***
***
|