Главная » 2020 » Октябрь » 6 » Актриса и поэт
08:05
Актриса и поэт

***

***

***

Легендой при жизни ее сделала строка в предсмертном письме поэта: «Товарищ Правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская».

Наверное, с той самой поры ее жизнь текла как бы по двум руслам. Одно— дорога мифа, обретавшего в разное время разную окраску, другое русло — судьба простая, женская: замужество, рождение сына...

 

Вероника (Нора) Полонская




Судьба актрисы, не ставшей звездой экрана, хотя она удачно снялась в нескольких известных картинах; не обретшей и шумной сценической славы, игравшей, впрочем, главные роли в спектаклях, поставленных Завадским, Лобановым, Немировичем-Данченко.
Последнее пристанище Вероники Витольдовны Полонской — Дом ветеранов сцены, две маленькие комнатки вроде каюты корабля. На стенах крохотной гостиной — фотографии: жизненная история хозяйки дома и отчасти история нашей литературы, с ее трагическими катаклизмами. Вот красивый мужчина и прелестная девчушка в матроске, с бантом в кудрявых волосах. Витольд Полонский, один из «королей» русского дореволюционного кинематографа, чья звезда сверкала в начале века рядом с именами Веры Холодной, Веры Каралли, Владимира Максимова.


— Сколько вам лет на этом снимке, Вероника Витольдовна?
— Восемь... Нет, семь. Все уходит из памяти, даже названия картины уже не вспомнить. Осталось только воспоминание о какой-то красивой белой спальне, где я играла с папой, а нас в это время снимали в кино.

— Вы боялись камеры?
- Нисколько. У меня были и другие детские роли. Потом меня уже не приглашали — отец умер, и все кончилось. Я ведь и фильмов с его участием почти не видела, только «Клару Милич» по Тургеневу.
Об отце мне рассказывала мама, Ольга Гладкова, актриса из Малого театра, она тоже играла в кино. По ее словам, манера игры у отца была, можно сказать, современной: очень скупое выражение чувств, любовь к подтексту, никогда он не рвал страсти в клочья, как ни модно это было в то время.
Витольд Полонский, актер Малого театра, появился на съемочной площадке, приглашенный режиссером Алексеем Чардыниным на роль Андрея Болконского в экранизации «Войны и мира».

 




Рука у Чардынина оказалась легкой — с тех пор Полонский снимался из фильма в фильм. Он умер, когда Веронике (дома ее звали Норой, в честь любимой ибсеновской героини) было немногим больше десяти лет. А еще через семь лет она поступила в студию при Художественном театре: вопрос о выборе профессии для нее никогда не стоял — театр и только театр! Она училась в студии у Николая Баталова, Юрия Завадского, позже встречалась со Станиславским, играла в спектакле «Наша молодость», поставленном Немировичем-Данченко. И чуть раньше успела сняться в картине «Стеклянный глаз» у режиссеров Лили Брик и Владимира Жемчужного.

— Каким режиссером была Лиля Юрьевна Брик? Кажется, она и сама снималась?
— Да, но в других картинах. Человек она была очень талантливый, причем в разных областях. Писала, прекрасно лепила, играла в кино. Бог ее многим наградил...

«Стеклянный глаз» состоит из двух частей. Первая — документальная — демонстрирует необыкновенные возможности «десятой музы», проникающей в любые сферы жизни, запечатлевая, свидетельствуя, воспевая... Кинодокумент — превыше всего... С тем же неуемным задором авторы низвергают игровое кино, пародируя американские боевики.
Здесь-то и снялась Вероника Полонская в роли юной героини — очаровательная, стройная, очень пластичная, в самом деле походившая на американских «звезд» той поры...

— Вторая моя картина — «Конвейер смерти» Ивана Пырьева. Со мной снимались молодые Тамара Макарова и Ада Войцик. Мы играли подруг, у каждой своя судьба. Одна — праведница, борец за социальные права, другая — колеблющаяся, а третья сходит с пути истинного. Эта роль мне и досталась. Еще помнится общение на съемках с Михаилом Астанговым.

 




— А как работалось с Пырьевым?
- Интересно и трудно. Талантлив он был, несомненно, но в еще большей степени нетерпим — до курьезов... Однажды я приехала на съемку и предупредила, что у меня в этот день генеральная репетиция в Художественном театре. Для меня это было огромное событие: партнеры — Качалов, Книппер-Чехова... Но на съемке, как всегда, что-то не складывалось, и меня не успели снять. Я попросила Пырьева отпустить меня. Он — ни в какую... Запер в своем кабинете. Одного не учел — в кабинете был телефон. Я позвонила заведующему труппой Художественного театра Калужскому. Тот устроил Пырьеву скандал, приехала машина и забрала меня в театр. А на съемках «Трех товарищей» у нас была совсем другая обстановка.

— Так и режиссер другой! Семен Тимошенко!
— Конечно! А для меня еще сюрприз: мой партнер Николай Петрович Баталов, у которого я когда-то училась. Играли и Михаил Жаров, и Анатолий Горюнов, и Татьяна Турецкая. Работалось просто чудесно. Мне нравилось, что на съемочной площадке нет суеты, криков. Просто течет наша жизнь, люди ссорятся, мирятся, встречаются, расстаются.
Может быть, поэтому фильм «Три товарища» жив до сих пор? Хотя смотрится он, разумеется, с соответствующими поправками на время. Есть в этой милой картине та задушевность, которая связывает старый фильм со зрительным залом.

В кино мне почему-то всегда доставались такие роли, как Ирина,— оскорбленная вечной занятостью мужа, она уходит к другому. Хотя, поверьте, моей человеческой природе они не соответствовали. Режиссеры покупались на внешние данные. Принадлежность к бывшему высокому сословию угадывалась легко, а это одно в то время не нравилось, во мне видели «обманщицу», «прожигательницу».

Этот минус сыграл в моей жизни дурную роль. К стыду своему, я плохо знаю историю своей семьи, с отцовской и с материнской стороны. С детства постоянно слышала, что «дворянская кровь» - это ужасно! А в роду моей матери — Михаил Бестужев-Рюмин, казненный декабрист. У меня есть его портрет в детском возрасте.

Был и такой случай. Ехали мы с бабушкой на лошадях из Гурзуфа в Ялту. Я была тогда ребенком. Неожиданно бабушка остановила извозчика и сказала мне: «Пойдем поклонимся нашему родственнику Петру Нестерову. Здесь его могила». Нестеров — один из первых русских летчиков, он совершил знаменитую «мертвую петлю». Двоюродный брат бабушки — Дмитрий Иванович Менделеев, так что наша семья в некотором свойстве с Блоком... И надо было все это скрывать!..

 




А дворянок я играла — в 60-е годы снялась в «Войне и мире» у Бондарчука. Были другие подобные роли. Но кино так и не вошло по-настоящему в мою жизнь, я все отдала театру. На съемках мне было неуютно — нет непрерывности жизни в роли.
Я кино как зритель люблю и сейчас слежу за новыми картинами. Огромное впечатление произвело «Покаяние». А недавно — «Маленькая Вера». Кто-то говорит — шокирует фильм! Нисколько. Шокирует тогда, когда эротику ради самой эротики показывают. А здесь все о нашей боли...

...И еще несколько портретов, которые так вписываются в интерьер комнаты Вероники Полонской. Фотографии Маяковского...

- Я познакомилась с Владимиром Владимировичем отчасти благодаря кинематографу. После съемок в «Стеклянном глазе» меня пригласил на бега муж Лили Юрьевны, Осип Максимович Брик. Это было в 1929 году. В то же день мы встретились ещё раз – у Валентина Петровича Катаева. А потом стали видеться чаще, почти каждый день. Когда он стал читать мне свои стихи, я была потрясена. Читал он прекрасно, у него был настоящий актерский дар. Помню хорошо, как он читал «Левый марш», раннюю лирику...

Человек он был со сложным, неровным характером, как всякая одаренная личность. Бывали резкие перепады настроений. Было нелегко, к тому же у нас была большая разница в возрасте: мне двадцать один год, ему тридцать шесть. Это вносило определенную ноту в наши отношения. Он относился ко мне, как к очень молодому существу, боялся огорчить, скрывал свои неприятности. Многие стороны его жизни оставались для меня закрытыми. Все осложнялось еще и тем, что я была замужем, это мучило Владимира Владимировича. Он ревновал меня, в последнее время настаивал на разводе. Записался в писательский кооператив в проезде Художественного театра, куда мы должны были переехать вместе с ним.

1930 год начался для него скверно. Много болел. Неудачно прошла его выставка, никто из коллег не пришел, хотя было много молодежи. Там я впервые увидела его мать. Еще одна неудача — премьера «Бани» в марте. Начались разговоры, что Маяковский исписался, и он это слышал. А у меня как раз в это время тоже не ладилось в театре. Шли очень долгие, трудные репетиции, оставалось мало времени для встреч с Владимиром Владимировичем. Он хотел, чтобы я ушла из театра, чего я не могла сделать.
Мы ссорились, иногда из-за мелочей, ссоры перерастали в бурные объяснения. Таким днем было 12 апреля.

 

Владимир Маяковский



— За два дня до его гибели?
- Да. 12 апреля он звонил мне в театр и в разговоре упомянул о письме правительству, о том, что считает меня своей семьей. Я тогда Ничего не поняла, я и представить не могла, что он помышляет о самоубийстве.

— А прежде он никогда не говорил с вами об этом?
- Нет. Я слышала, что он стрелялся из-за Лили Юрьевны, но револьвер дал осечку... 12 апреля я была у него после спектакля. Просила его уехать куда-нибудь отдохнуть, хотя бы на два дня. Он обещал мне. Звонил на следующий день. Вечером увиделись у Катаева. Опять стали объясняться, сначала говорили, потом переписывались в его записной книжке. Но не так, как Китти и Левин, а обидно друг для друга. Я злилась, но в какой-то момент вдруг все увидела в истинном свете — увидела измученного, издерганного, больного человека. Попыталась как-то успокоить его, но он вынул револьвер и сказал, что убьет меня. Навел дуло...
Еще раньше, во время наших объяснений, Владимир Владимирович сказал: «О, Господи!» Я удивилась: «Невероятно, мир перевернулся! Маяковский призывает Господа!.. Разве вы верующий?» -«Ах, я сам ничего не понимаю теперь, во что я верю».
Я тогда записала этот разговор.

14 апреля он заехал за мной в восемь утра, потому что в половине одиннадцатого у меня была репетиция в театре с Немировичем-Данченко. Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать,
Чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал…
Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет»,— сказал он, но обещал позвонить. И еще спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей...
Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела еще не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что. вы сделали?..».
Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть... Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету «Скорой помощи»... Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер...»

 

 

Вероника Витольдовна Полонская.
(1908- 1994). Фото 1993 года




— Вы были на его похоронах?
- Нет. В этот день я говорила с Лилей Юрьевной по телефону, и она сказала, что мое присутствие на похоронах нежелательно, так как вызовет ко мне внимание обывателей и всякие ненужные толки. И я не пошла.
В середине июня 1930 года меня пригласили в Кремль. Прежде чем пойти туда, я снова говорила с Лилей Юрьевной. Она посоветовала отказаться от моих прав на наследство Маяковского, хотя он писал об этом... Я колебалась, ведь это нарушение последней воли дорогого мне человека. Но я знала, что мать и сестры Владимира Владимировича вслух называют меня причиной его гибели...
...В Кремле меня принял человек по фамилии Шибайло. Сказал: «Вот, Владимир Владимирович включил вас в свое письмо и сделал наследницей. Как вы к этому относитесь?»
Я попросила его помочь мне, так как сама не могу ничего решить. Трудно очень...
- А хотите путевку куда-нибудь? — ответил он
Вот и все. Больше мной никто не интересовался.

— Через восемь лет вы написали воспоминания, которые были опубликованы только через сорок девять лет. Почему?
— Поначалу я и писала не для печати. Со мной в 1938 году встретилась директор музея Маяковского и сказала: «Вы не имеете права молчать. Вы обязаны обо всем написать...» И я написала» Потом многие брали у меня рукопись, говорили, что надо непременно опубликовать, что все интересно, нужно... А дальше оказывалось, что печатать это нельзя.
Время было такое. Я Владимира Владимировича видела как человека, а не как статую, каким его стали изображать. Он для меня живой, ранимый. Я писала правду.
Я была последним человеком, кто видел Маяковского живым. Я последняя говорила с ним. И мне нести эту ношу...

 

 

Интервью с В.В. Полонской в журнале «Советский экран» № 13, 1990 год




Я ухожу. Она остается в своей комнате-каюте. Изящная, все еще красивая седая женщина с живыми синими глазами. Остается со своими воспоминаниями, которые для нее живее живой жизни. Со своим одиночеством, тоской по ушедшим...
В воспоминаниях Вероники Витольдовны Полонской есть фраза, посвященная событиям, о которых она рассказала мне: «Этот год самый несчастный и самый счастливый в моей жизни».
Немногим, должно быть, выпадает такая доля, что выпала ей. Доля, в которой счастье все-таки было так велико, что достало его на всю оставшуюся жизнь.


Эльга Лындина
«Советский экран» № 13, 1990 год


Послесловие
Вот и закрылась последняя страничка в загадочной истории гибели Владимира Маяковского.
В 82 года, когда жизнь прожита, уже нет смысла скрывать неизвестные детали смерти поэта, которые могли быть известны Полонской, но их нельзя было озвучить в те годы. Да всесильное ОГПУ кануло в лету.
Ничего нового не рассказала Вероника Витольдовна, ничего не добавила. Или не захотела рассказать.
                                               Источник :  https://otrageniya.livejournal.com/2908307.html

Пишет prajt (prajt)
  23

Категории:

Та самая Вероника Полонская. Последнее интервью


https://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/506/


МЕТКИ: ИсторияМаяковский

***

***

***

Полонская, Вероника Витольдовна

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

Вероника Полонская
Veronika Polonskaya.jpg
Дата рождения  6 июня 1908
Дата смерти  14 сентября 1994 (86 лет)
Место смерти
  •  Москва, Россия
Гражданство
  • Flag of the Soviet Union.svg  СССР
Профессия актриса
IMDb ID 0689793

Верони́ка Вито́льдовна Поло́нская —  советская актриса театра и кино. Последняя любовная привязанность и единственная свидетельница самоубийства Владимира Маяковского.

 

  •  

Вероника родилась в Москве,  в семье актёров Малого театра — звезды русского дореволюционного кинематографа Витольда Полонского и актрисы Ольги Гладковой. В кругу домашних и друзей её звали Нора.

***

Впервые снялась в немом кино вместе с отцом в 7-летнем возрасте, почувствовала магию камеры. Были у Вероники и другие детские роли.

В 1918 году Витольд Полонский подписал контракт с Голливудом и должен был выехать — вероятнее всего, безвозвратно — с женой и дочерью в США. Внезапная смерть Полонского 5 января 1919 года не дала этому переезду осуществиться.

В шестнадцатилетнем возрасте в 1924 году поступила в школу Московского Художественного театра и осталась в нём после окончания школы. Училась в студии у Николая БаталоваЮрия Завадского, уроки актёрского мастерства ей давал Константин Станиславский. Играла в спектакле «Наша молодость», поставленном В. И. Немировичем-Данченко. В кинематографе дебютировала в картине «Стеклянный глаз» у режиссёров Лили Брик и Владимира Жемчужного. Вторая картина Полонской — «Конвейер смерти» Ивана Пырьева, где её партнёршами были Тамара Макарова и Ада Войцик. Следующий фильм — «Три товарища» режиссёра Семёна Тимошенко.

Роман с Маяковским

Полонская стала последней любовной привязанностью Владимира Маяковского и осталась в истории также как женщина, находившаяся рядом с поэтом в последние часы и минуты его жизни. В пору их первой встречи в 1929 году ей было 21, Маяковскому — 36. Полонская была замужем за актёром Михаилом Яншиным, но не уходила из семьи, понимая, что роман с Маяковским в любой момент может прерваться.

С Маяковским Нора познакомилась отчасти благодаря кинематографу. После съёмок в картине «Стеклянный глаз» её пригласил на бега муж режиссёра этого фильма Лили Брик — Осип Максимович Брик. Там же был и поэт, в тот же день они встретились ещё раз у Валентина Катаева. Вскоре сблизились и стали встречаться почти каждый день. По воспоминаниям Полонской, «когда он стал читать мне свои стихи, я была потрясена. Читал он прекрасно, у него был настоящий актёрский дар. Помню хорошо, как он читал „Левый марш“, раннюю лирику…»

Утром 14 апреля 1930 года Маяковский привёз Веронику на такси в свою комнату на Лубянке. К этому времени они встречались уже второй год. Поэт, переживавший творческий и житейский кризис, настаивал на её разводе и даже записался в писательский кооператив в проезде Художественного театра, куда вместе с Полонской собирался переехать жить.

Как в 1990-м году вспоминала 82-летняя Полонская в интервью журналу «Советский экран» (№ 13 — 1990), в то роковое утро у неё в театре в 10.30 была назначена репетиция с Немировичем-Данченко.

 

Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет», — сказал он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?..» Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету «Скорой помощи»… Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер…»

— Вероника Полонская

В предсмертной записке Маяковский, в частности, написал: «Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сёстры и Вероника Витольдовна Полонская». На похоронах Нора присутствовать не решилась, так как мать и сёстры Маяковского считали её виновной в гибели поэта.

В 1938 году Полонская написала воспоминания о Маяковском, которые впервые были опубликованы через полвека — в 1987 году. «Я Владимира Владимировича видела как человека, а не как статую, каким его стали изображать. Он для меня живой, ранимый. Я писала правду. Я была последним человеком, кто видел Маяковского живым. Я последняя говорила с ним. И мне нести эту ношу…» — сказала Вероника Витольдовна в интервью 1990 года.

После Маяковского у В. В. Полонской был роман с критиком Осипом Бескиным.

На театральной сцене

В 1935—1936 годы служила в театре-студии Юрия Завадского, в 1937 — в Ростовском театре драмы, в 1938—1940 годах — снова во МХАТе, в 1940—1973 годах — в Московском театре имени М. Н. Ермоловой.

В 1960-е годы снялась в эпопее «Война и мир» у Сергея Бондарчука, где дворянская стать и манеры Полонской пришлись весьма кстати.

На склоне лет Полонская застала эпоху перестроечного кино. Ей пришлись по вкусу картины Тенгиза Абуладзе «Покаяние» и Василия Пичула «Маленькая Вера».

Последние годы жизни Полонской прошли в Доме ветеранов сцены им. А. А. Яблочкиной на шоссе Энтузиастов в Москве, где она в возрасте 86 лет и скончалась 14 сентября 1994 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище (23 участок) в Москве.

Семья

Фильмография

***  Источник :    Википедия 

***

***

ПОДЕЛИТЬСЯ

 

***

***

По библейскому "генетическому" коду

 

org_xgzl721

Возможно, так будут выглядеть города нашей цивилизации после её вхождения во вселенскую систему цивилизаций. Такое будущее человечества предсказано в Библии - в её Ветхом и Новом Заветах. Только надо уметь разглядеть смысл библейских пророчеств, посвящённых нашему и будущему времени. Ведь они написаны языком древней аграрной эпохи, а сегодня уже постиндустриальная, информационная эпоха.
Человечество вообще развивается по библейскому "генетическому" коду. Даже когда одной из массовых его идеологий становится атеизм. Научные знания противоречат религиозному мировоззрению, но не отвергают возможности искусственного происхождения Вселенной (сильный вариант антропного принципа). Познавая мир, наука приближается к познанию его Творца и ещё опишет своим языком будущее
 ... Читать дальше »

***

***

***

***

Путешествие велосипедное... Кубань, июнь 2020. Часть первая

 

***

***

Велосипед, как много в слове этом,
Для тех, кто любит на педаль ногой нажать,
И полететь в пространство вместе с ветром
И всё вперёд, вперёд, от прошлого бежать.

Дыханье есть, и сердце бьёт – в порядке,
Уходят километры из под ног,
И у костра потом, спасибо физзарядке!
И погордиться можно, что доехать смог!

Мой велоконь умчит, покорны дали.
Достигнуть можно с ним любых высот.
Дави покрепче и надёжней на педали,
А друг не подведёт, он тоже, достижений ждёт!

Благодарное слово велосипеду 

***

И опять... скрип колеса 

Иван Серенький

               
                Ссылка на первоисточник: Крутится плавно колесо сансары  http://www.stihi.ru/2010/09/13/5439
25.08.19

... Читать дальше »   

 

На реке, у Староминской, июнь 2020

 

 



... Читать дальше »

Путешествие велосипедное... Кубань, июнь 2020 02 (Продолжение) Обратный путь на Ахтари
DSC05843.JPG   

DSC05848.JPG  

... Читать дальше »

  Когда доступен велосипед...       

Дороги края и Краснодара. Август-сентябрь 2020. Фотовзгляд пожилого провинциального велосипедиста. 02




...Читать дальше »

 Дороги края и Краснодара. Август-сентябрь 2020. Фотовзгляд пожилого провинциального велосипедиста. 01

  ... Читать, смотреть ещё »

 https://yadi.sk/d/UVZdMKVAk7MYEw?w=1

Смотреть...полностью, на Яндекс-Диске...

 

 

В походе яхтенном. Июнь 2020




...Читать дальше »

***

 

 

О книге

   На празднике

Поэт Александр Зайцев

Художник Тилькиев

Солдатская песнь 

 

 Разные разности

 Из свежих новостей - АРХИВ...

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

Метрика

Просмотров: 607 | Добавил: iwanserencky | Теги: Лиля Юрьевна Брик, театр, Вероника (Нора) Полонская, интервью, Актриса и поэт, Маяковский, кино, поэт, актриса, Владимир Маяковский, Судьба актрисы, отражение, судьба, из интернета, Вероника Витольдовна Полонская | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: