Бальтасар Грасиан-и-Моралес — испанский прозаик, философ и теоретик литературы, иезуит. Крупнейший представитель литературы барокко.12
В 1619 году в Таррагоне Грасиан стал послушником иезуитского ордена. В 1623 году изучал теологию в Сарагосе. В 30 лет вёл курс «моральной теологии» в каталонской Лериде, а в 32 начал читать курс философии в иезуитской коллегии Гандии (Валенсия).1
Начало литературного творчества Грасиана относится к 1636 году, когда он переехал в Уэску — один из культурных центров Арагона, где получил должность проповедника и исповедника местной иезуитской коллегии. Уже через год вышло его первое значительное произведение, моральный трактат «Герой», который с интересом был встречен в Испании и в Европе.1
Основные произведения Грасиана — «Карманный оракул» и «Критикон».1
Бальтасар Грасиан родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначили к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании. В 1619 году в Таррагоне Грасиан стал послушником иезуитского ордена. В 1623 году изучал теологию в Сарагосе. В 30 лет вёл курс «моральной теологии» в каталонской Лериде, а в 32 начал читать курс философии в иезуитской коллегии Гандии (Валенсия).
Начало литературного творчества Грасиана относится к 1636 году, когда он переехал в Уэску — один из культурных центров Арагона, где получил должность проповедника и исповедника местной иезуитской коллегии. Уже через год вышло его первое значительное произведение, моральный трактат «Герой», который с интересом был встречен в Испании и в Европе.
Поскольку в те времена существовал запрет для членов ордена иезуитов печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, своё сочинение Грасиан издал под именем своего двоюродного брата Лоренсо Грасиана.
В 1657 году после выхода в свет III части «Критикона» ректор сарагосской коллегии выносит публичный выговор Бальтасару, его лишают кафедры, запрещают преподавать, высылают из Сарагосы, и приговаривают к строгому покаянию — на воде и хлебе. Последний год жизни Грасиана был переполнен унижениями, бедами и отчаянием.
«Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздражённый, всеми недовольный, язвительный критикан» — отзыв современников (из обязательных доносов друг на друга в иезуитском ордене).
Благодаря Артуру Шопенгауэру в Германии, начиная с 1861 года, было 14 переизданий сочинений Грасиана.
***
Сочинения
«Герой» (1637)
«Политик» (1640)
«Остроумие, или Искусство Изощренного Ума» (1642)
«Благоразумный» (1646)
«Карманный оракул, или Наука благоразумия» (фр. «Homme de cour» (Придворный); рус. «Придворный человек») (1647)
«Критикон»: Часть I — 1651; Часть II — 1653; Часть III — 1657.
«Размышления о причастии» (1655) — единственное произведение, подписанное настоящим именем.
Obras completas. Estudio, bibliogr. y notas de A. del Hoyo. Madrid, Aguilar, 1960.
ГРАСИАН Бальтасар ГРАСИАН (1601 —1658) — испанский писатель-моралист.
Есть люди со свойством той посуды, что впитывает запах первой налитой в нее жидкости, — что благовонной, что вонючей.
Важнее разбираться в видах и свойствах людей, чем трав и камней. Это одно из самых тонких житейских искусств.
Осанка человека — фасад души.
Все люди о себе высокого мнения — и тем больше мнят, чем меньше стоят.
В двадцать лет царит чувство, в тридцать — талант, в сорок — разум.
Возможные горести превратить в радости — значит уметь жить. Истина — удел немногих, заблуждение же обычно и повсеместно.
Выпустить слово легко, да поймать трудно. В разговоре, как в завещании, — меньше слов, меньше тяжб. Беседуя о пустяках, прощупывай почву для дел поважней.
В скрытности есть что-то божественное. Кто в беседе легко
открывается, того легко убедить — и победить.
---
Стр.415
Не лгать, но и всей правды не говорить. Ничто не требует столь осторожного обращения, как правда, — это кровопускание из самого сердца нашего. Немалое нужно уменье и чтобы сказать правду, и чтобы о ней умолчать... не всякую правду сказать можно: об одной умолчи ради себя, о другой ради другого.
Правду мы часто видим, но редко слышим — в чистом виде
почти никогда, особенно когда она идет издалека: в ней тогда
есть примесь пристрастий, через которые она прошла.
Всегда и во всем впереди шествует Ложь, увлекая глупцов пошлой своей крикливостью. Последнею и поздно приходит Правда, плетясь вслед за хромым Временем... На поверхности всегда Обман, на него-то и наталкиваются люди поверхностные. Подлинная же Суть замыкается в себе, дабы ее лучше ценили знающие и разумеющие.
Каждый должен быть величествен в своем деле.
Поступки — плоды помыслов.
Будут разумные помыслы — будут хорошие поступки.
При непогоде житейской всего лучше сложить руки и выждать, пока буря уляжется; отступишь сейчас — победишь потом. Ручей и от ветерка замутится, и вода станет прозрачна не твоими стараниями, а когда от нее отойдешь. Нет лучшего средства от неурядиц, чем предоставить им идти своим чередом, — все как-нибудь уладится.
Действовать, когда сомневаешься в разумности деяния, — опасно, лучше воздержись. Благоразумие не допускает неуверенности, оно всегда шествует при полуденном свете разума.
---
Во всяком деле, коль знаешь мало, держись проверенного.
Порядочность обнаруживается в речах, но куда вернее — в делах.
Никогда не показывай полдела — пусть любуются
в законченном виде. Начало всегда нескладно, и нескладный
этот образ остается в воображении; память о нем мешает
насладиться вещью, уже завершенной.
Понимать жизнь и разбираться в людях — далеко не одно
и то же. Великая премудрость — постигать характеры
и улавливать настроения.
Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее.
Мир полон дураков, да никто глупости своей не замечает, даже не подозревает.
Глуп, кто глупцов не узнает, и еще глупее тот, кто,
распознав, от них не уйдет. Опасные при поверхностном
общении, они губительны при доверчивой близости.
Разумному больше пользы от недругов, чем глупцу от друзей.
Существует множество людей, которые никогда не теряют рассудок только потому, что вообще им не обладают.
Все глупцы упрямы, а все упрямцы глупы. Говорить кстати лучше, чем говорить красноречиво. Металл узнается по звону, а человек — по слову.
---
Стр.417
Язык голову бережет.
Стрелы пронзают плоть, а злые слова — душу. Слова имеют цену как залог дел.
Люди опытные по языку узнают пульс духа, недаром сказал мудрец: «Говори, коль хочешь, чтобы я тебя узнал...»
Шутка дозволенная приятна, а какую кто стерпит —
зависит от способности терпеть. Кто от колкости выходит
из себя, дает повод вновь кольнуть.
Молчание — алтарь осторожности.
Особенно опасна откровенность дружеская:
сообщил свои тайны другому — стал его рабом...
Итак, тайн не выслушивай и сам не сообщай.
Некоторые ценят книги по их объему, точно написаны они для упражнения рук, а не ума.
Пленять сердца — великая победа! Ее не одержишь ни безрассудной отвагой, ни докучным шутовством — дается она лишь благопристойной уверенностью, порождаемой нравом и опирающейся на достоинства.
Герою свойственно сближаться с героями; таинственное это и прекрасное свойство — одно из чудес природы.
Не надо быть невеждою, но невеждой притвориться иногда не худо. С глупцом ни к чему быть мудрецом, с безумным — благоразумным; с каждым говори на его языке.
---
Угодничество опаснее ненависти. Даже вежливость бывает оскорбительна, когда подчеркивается.
Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали.
Не надо быть только голубем. С голубиной кротостью да сочетается хитрость змеиная! Легко обмануть человека порядочного: кто сам не лжет, всем верит; кто не обманывает, другим доверяет. Обману отдаются не только по глупости, но и от честности. Два рода людей способны предвидеть и обезвредить обман: обманутые, проученные на своей шкуре, и хитрые — рассчитавшиеся чужой. Пусть проницательность будет столь же четка в подозрениях, сколь хитрость ловка в кознях. И не надо быть настолько благодушным, чтобы толкать ближнего своего на криводушие. Соединив в себе голубя и змею, будь не чудовищем, но чудом.
Пусть никто не знает предела твоих возможностей, иначе
дашь повод для разочарования. Никогда не позволяй видеть
тебя насквозь. Когда не знают и сомневаются, почитают
больше, чем когда все твои силы, хоть и большие, налицо.
Слыви лучше осторожным, нежели хитрым. Искренность всем приятна, хотя каждому угодна вчуже. Будь с виду простодушен, но не простоват, проницателен, но не хитер. Лучше чтобы тебя почитали как человека благоразумного, нежели опасались двуличного.
Не давай себя опутывать обязательствами всем и каждому — станешь рабом, причем всеобщим... Лучше пусть от тебя зависят многие, нежели тебе зависеть от одного.
---
14 Великие мысли великих людей
И сам не фамильярничай и другим не дозволяй. Панибратство губительно для превосходства, присущего человеку порядочному, а затем — и для почтения к нему.
На многое в делах домочадцев, друзей и особенно врагов
смотри сквозь пальцы. Придирчивость всегда неприятна, а
как черта характера — несносна. Постоянно возвращаться к
чему-то неприятному — род мании.
Сдержанностью своей выведешь сдержанность другого
из границ — тут-то и обнаружатся его желания,
хотя сердце его было непроницаемо.
Дабы в беседе быть приятным, приноравливайся к характеру и уму собеседников. Не строй из себя цензора чужих слов и выражений, иначе тебя сочтут педантом; тем более не придирайся к мыслям и суждениям, а то тебя будут избегать, даже вовсе от тебя отвернутся. Благоразумие в беседе важней, чем красноречие.
Не отказывай сразу, пусть разочарование входит по капле.
Уметь просить: для одних нет ничего труднее, для других — ничего легче. Есть люди, не умеющие отказывать, — к таким не надобно и подхода. Есть другие, у кого «нет» — первое слово в любой час дня; с такими надобна сноровка.
Хочешь уважения — не начинай с оскорбления.
Насмешки терпеть, но самому не насмехаться. Первое — вид учтивости, второе — драчливость.
О человеке судят по его друзьям.
Стр.419
Кто средь общего веселья сердится, сродни ослу и ослом себя выказывает.
Учись разгадывать выражение лица, по внешним знакам
читать душу. Различай: кто всегда смеется — от глупости;
кто никогда не смеется — от злости.
Никогда не дерись с тем, кому нечего терять: это неравный поединок.
Чтобы завоевать благоволение, нужны благодеяния:
твори добро направо и налево, не скупись на благие слова
и еще лучше дела — люби, дабы быть любимым.
Зрелость разума узнается по неспешности доверия...
Но не подавай виду, что не веришь, — это невежливо,
даже оскорбительно: ты тогда даешь понять собеседнику,
что либо он обманывает, либо сам обманут...
Притворное сомнение — наилучший ключик, с помощью которого любопытство раскроет все, что пожелает.
Нет безотрадней пустыни, чем жизнь без друзей;
дружба умножает блага и облегчает беды; отрада души —
она единственное лекарство от враждебной судьбы.
Годных в добрые друзья мало, а для того, кто отобрать не умеет, — еще меньше.
Важные друзья — для важных дел... Поэтому иметь важных друзей и уметь их сберечь — важней, чем деньги иметь.
Выражение удивления — этикет невежества.
---
Порой, чтобы потерять друга, хватит неоплатной услуги: не в силах долг отдать, он отдаляется — должник стал недругом.
Одни друзья хороши вдали, другие — вблизи;
тот, кто не очень пригоден для беседы, бывает превосходен
в переписке. Расстояние сглаживает изъяны,
невыносимые при близком общении.
Худшие враги — из бывших друзей:
бьют по твоим слабостям, им одним ведомым,
по наиболее уязвимому месту.
Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от разума, — она-то достойна личности.
Господство над своими страстями — свойство высшего величия духа. Сама эта возвышенность ограждает дух от чуждых ему низменных влияний. Нет высшей власти, чем власть над собой, над своими страстями, чем победа над их своеволием.
Когда путь неясен, держись людей мудрых и осторожных — рано или поздно они находят удачный выход.
Непринужденность во всем. Она животворит достоинства, вдохновляет речи, одушевляет дела, красит все прекрасное в человеке.
Для человека порядочного нет дороже того, что ему дали даром.
Не жди, пока вода подойдет к горлу, уходи заранее; зрелым размышлением предотвращай жестокость ударов.
---
Стр.420
Из всякого пустяка дело делать — самое пустое дело.
Равно глупо всей душой скорбеть о том, что для тебя
не важно, — и пальцем не шевельнуть о том,
что для тебя существенно.
Не перегружай себя ни трудами, ни чужой завистью —
ты загубишь свою жизнь и умертвишь свой дух.
Иные распространяют это правило и на знания —
но ведь кто не познает, тот не живет.
Много рассуждать — споры затевать.
От упорства в споре больше потеряешь, чем выгадаешь,
победив, — ты не истину отстаиваешь,
а свою невоспитанность.
Когда ведешь разговор или спор, веди его так, как если бы ты играл в шахматы.
Неприятных вестей не сообщай и, паче того, не слушай.
День без ссор — крепкий сон. Кого ничто не сердит, у того нет сердца, а бесчувственный не может быть личностью.
Тщеславная суетливость всегда несносна, в делах же смехотворна. Дабы унять злословие, не обращай внимания. Не будь придирой — чтобы себя не срамить и других не сердить.
1. Все уже достигло зрелости, и более всего – личность. Ныне от одного мудреца больше требуется, чем в древности от семерых [1 - «Семью мудрецами» древней Греции называли живших в VII – VI вв. до н.э. философов и государственных мужей: Фалеса, Питтака, Солона, Клеобула, Периандра, Хилона, Бианта. Иногда назывались и другие имена – Мисон, Анахарсис.], и в обхождении с одним человеком в нынешнее время надо больше искусства, чем некогда с целым народом.
2. Натура и культура – два стержня, на коих красуются все достоинства. Одно без другого – полдела. Образования мало, надобно еще дарование. Но беда невежды в том, что он ошибается насчет своего призвания в жизни, в выборе занятий, места в краю родном, в кругу друзей.
3. Действовать скрытно. Неожиданность – залог успеха. От игры в открытую – ни корысти, ни радости. Не объявляя своих намерений, возбудишь интерес, особенно там, где высота положения порождает всеобщие ожидания, окружает замыслы тайною и самой этой загадочностью внушает благоговение. Даже когда хочешь быть понят, избегай откровенности и не позволяй всем без разбору проникать в твою душу. Молчаливая сдержанность – святилище благоразумия. Огласить замысел – погубить его: тогда в нем загодя находят недостатки, а потерпит неудачу – окажется злосчастным вдвойне. Итак, в образе действий подражай божественному, дабы всегда привлекать к себе напряженное внимание.
4. Мудрость и доблесть – основа величия. Бессмертные, они даруют бессмертие. Сколько человек знает, настолько он человек; знающий всемогущ. Для невежды мир – потемки. Разум и сила – глаза и руки; без доблести мудрость бесплодна.
5. Пусть в тебе нуждаются. Не ваятель кумир творит, а кто кумир боготворит. Лучше пусть тебя просят, чем благодарят. Полагаться на подлую благодарность – обкрадывать благородную надежду: сколь первая забывчива, столь вторая памятлива. Зависимые полезней любезных: утолив жажду, от источника отвернутся, выжатый апельсин сбросят с золота в болото. Конец нужде – конец дружбе, а с ней и службе. Да будет первым твоим житейским правилом – поддерживать нужду в тебе, не удовлетворять ее полностью, пусть в тебе постоянно нуждаются, даже венценосный патрон. Но не следует чрезмерной скрытностью вводить в заблуждение, неже причинять ближнему зло ради собственного блага.
6. Зрелость человека. Зрелыми не рождаются, но, изо дня в день совершенствуя свою личность, изощряясь в своем деле, человек достигает высшей зрелости, полноты достоинств и преимуществ – это сказывается в изысканности вкуса, в утонченности ума, в основательности суждений, в безупречности желаний. Иным так и не удается достичь законченности, им всегда чего-то недостает; другие достигают ее поздно. Муж всесовершенный, мудрый в речах, благоразумный в делах, всегда приятен людям рассудительным, они жаждут общения с ним.
7. Избегать побед над вышестоящим. Победить – значит вызвать неприязнь, победить же своего господина – неразумно, а то и опасно. Превосходство ненавистно, тем паче особам превосходительным. Свои преимущества при старании можно скрыть, как красоту – небрежностью наряда. Многие, особенно же сильные мира сего, охотно согласятся, что уступают другим в удаче, в любых дарованиях, кроме ума: ум царит над всеми дарами, малейшая обида уму – оскорбление его величества. Кто стоит высоко, желает царить и в самом высоком. Их превосходительствам угодна помощь, но не превосходство; им угодно, чтобы совет казался всего лишь напоминанием о том, что забыто, а не объяснением того, что им непонятно. Наглядный урок дают нам звезды: светозарные дети солнца, они никогда не дерзают затмить его сияние.
8. Господство над своими страстями– свойство высшего величия духа. Сама эта возвышенность ограждает дух от чуждых ему низменных влияний. Нет высшей власти, чем власть над собой, над своими страстями, чем победа над их своеволием. И если страсть все же заполонит личность, не давать ей доступа к сану, тем паче высокому: вот достойный способ избежать огорчений, вот кратчайший путь к доброй славе.
9. Избавляться от недостатков, присущих землякам твоим. Вода приобретает хорошие или дурные свойства от почв, по которым струится, а человек – от края, в котором родится. Одни обязаны родине больше, нежели другие, ибо родились под более благосклонным небом. Каждому народу, даже весьма просвещенному, свойственен какой-либо природный недостаток; соседи обычно подмечают его со смехом либо со злорадством. Вытравить или хотя бы прикрыть эти родимые пятна – немалое искусство: такой человек прославится как исключение среди своих земляков – а что редко, то дорого. Бывают еще недостатки фамильные, сословные, должностные, возрастные, и если все они сойдутся и не будет человек стараться от них избавиться, то чудищем станет несносным.
10. Счастье и слава. Сколь первое непостоянно, столь вторая неизменна. То – для жизни сей, эта – для посмертной; то побеждает зависть, эта – забвение. Счастья желают, порой достигают; славу заслуживают. Жажду доброй славы порождает доблесть. Слава всегда была и пребудет сестрою гигантов, она – спутница крайностей: чудо либо чудовище, предмет восхищения либо омерзения.
11. Общаться с теми, от кого можно научиться. Да будет твое общение с друзьями школой знаний, а беседа – изысканно приятным обучением: смотри на друзей как на наставников и приправляй пользу от учения наслаждением от беседы. Дружба разумных взаимно выгодна: кто говорит, тому прибыль в похвале слушателя, а кто слушает, у того ума прибывает. Но обычно мы об этом забываем, ибо тщеславие заслоняет выгоду. Благоразумный посещает славных мужей, чьи домы – ристалища доблести, а не обиталища суетности. Вельможи просвещенные не только сами подают словом и делом пример величия, но и круг их приближенных образует некую академию благих и изысканных нравов.
12. Природа и искусство, материал и творение. Даже красоте надо помогать: даже прекрасное предстанет уродством, ежели не украшено искусством, что удаляет изъяны и полирует достоинства. Природа бросает нас на произвол судьбы – прибегнем же к искусству! Без него и превосходная натура останется несовершенной. У кого нет культуры, у того и достоинств вполовину. От человека, не прошедшего хорошей школы, всегда отдает грубостью; ему надо шлифовать себя, стремясь во всем к совершенству.