10:20 Эйнштейн и важный философский вопрос: способно ли мышление дать знание, независимое от ощущений? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
*** ---Научная работа Эйнштейна протекала в период революции в естествознании, обострившей борьбу двух основных философских направлений — материализма и идеализма. В связи с открытием частиц вещества, отличающихся необычными свойствами, идеалисты говорили об «исчезновении материи», крахе закона причинности в природе, утверждали, что новейшие достижения физики полностью опровергают материалистическое мировоззрение. Из происходившей ломки старых физических теорий делали вывод, что наука якобы вообще не может дать отражение объективной реальности. Проповедники религии стали поднимать голову, предлагая вместо «сомнительного» научного знания «непоколебимую» веру. В этих условиях Эйнштейн занимал свойственную многим буржуазным ученым позицию стихийного естественнонаучного материализма. В своей автобиографии ученый писал о том, что его философские взгляды складывались постепенно и не оставались неизменными. Как и другой выдающийся физик ХХ века, Макс Планк, в молодости он отдал дань увлечению идеалистической теорией познания Эрнста Маха, которую впоследствии признал «совершенно несостоятельной». В конце своей жизни Эйнштейн особенно резко критиковал махизм за отрицание отражения в научных теориях внешнего мира. Он развивал высказанную им еще в 1921 году мысль о том, что «реальность и, следовательно, передающую ее совокупность наших ощущений изучают науки о природе и простейшая из них — физика. Стремление к познанию объективной истины ученый считал «высочайшим стремлением» человека. Эйнштейн боролся против идеализма в физике вместе с Планком, Лауэ, Ланжевигом и де Бройлем. Как и они, ученый был глубоко убежден в существовании строгой всеобщей закономерности, детерминизма в природе и вел непримиримую борьбу против отрицания причинности, которое неизбежно ведет «к чудесам и религиозной вере. В 1947 году он писал защищавшему индетерминизм физику М. Борну: «В наших научных взглядах мы развились в антиподы. Ты веришь в играющего в кости бога, а я убежден, что в мире объективного бытия существует полная закономерность». Ученик Эйнштейна известный польский физик Леопольд Инфельд рассказывает, что они оба считали себя материалистами, но не изучали диалектического материализма. Последнее обстоятельство, несомненно, обусловило непоследовательность в воззрениях создателя теории относительности. Всю жизнь Эйнштейна интересовал важный философский вопрос: способно ли мышление дать знание, независимое от ощущений? Можем ли мы отражать реальность непосредственно при помощи научных понятий? Ответ на этот вопрос был ахиллесовой пятой эйнштейновской теории познания. Огромная творческая сила его математического мышления способствовала образованию у Эйнштейна взгляда на научные понятия как на «свободные творения» человеческого ума. Но тогда между ощущениями и понятиями существует пропасть, и неизвестно, чем ее заполнить. Конечно, ученый признавал, что теорию можно проверить только опытом, но он не видел пути от опыта к построению теории. Эйнштейн полагал, что истину можно познавать непосредственно разумом, минуя ощущения, и потому отрицал «логический переход» от ощущений к понятиям. Не зная диалектической логики, он упрощенно понимал процесс абстрагирования, сводил этот процесс лишь к выделению некоторых сторон явлений и, значит, к обеднению чувственного познания. Понятия образуются в результате сложного и многостороннего обобщения чувственных данных через цепь умозаключений. Поэтому мышление идет дальше и глубже чувственного познания, но никогда не отрывается от него. Стихийно-материалистические воззрения Эйнштейна сыграли большую роль в формировании его взглядов на религию. Ученый рос в семье, в которой религиозная вера была не в почете. Правда, под влиянием школьного воспитания он некоторое время пытался найти в религии дорогу к моральному самоусовершенствованию. Однако чтение научно-популярной литературы привело его к неверию. Будущий ученый понял, что религия «сознательно и преднамеренно» обманывает молодежь, «Это было для меня ошеломляющим открытием»,— писал Эйнштейн в автобиографии. Религиозность его «резко оборвалась», и с тех пор с верой в бога было покончено раз и навсегда. Эйнштейн стремился объяснить причины возникновения религии. Он говорил, что первобытные религиозные верования возникли в донаучную эпоху. Тогда было крайне слабо развито понимание причинных связей, отсутствовало убеждение в том, что все происходящее в мире подчинено необходимым законам. Беспомощность перед силами природы порождала у людей веру в сверхъестественные, гораздо более могущественные существа, чем они сами. Духовная каста старалась закрепить в умах эту «религию страха». Напротив, прогресс научных знаний постепенно делал человека властелином окружающего мира, и в этом Эйнштейн усматривал огромное освобождающее от религиозных суеверий значение науки. Другим источником, питавшим религию, ученый считал «социальные чувства». На более высокой ступени общественного развития господствует, по его мнению, «социальная или моральная концепция бога», бога-отца, бога-вождя, который руководит людьми, защищает или наказывает их. Религия страха перед силами природы вытесняется постепенно «религией морали», которая основана на страхе «божьего наказания». Учение о «всевышнем», вмешивающемся в события природы и человеческой жизни, давало неограниченную власть служителям религиозного культа. Их поведение Эйнштейн называл «недостойным и пагубным». Духовенство стремится держать людей в темноте, скрывая от них «свет истины». «Легко понять,— писал ученый,— почему церковь всегда боролась против науки и преследовала людей, посвятивших себя научным исследованиям». Он подчеркивал, что «священники, контролируя воспитание, закрепляли классовое деление». Церковники учат народ смирению, обещая за это блаженство в загробной жизни. Но, заявлял Эйнштейн, «вне моего понимания переживание индивидуумом своей физической смерти; такие понятия существуют только для страхов и абсурдного эгоизма слабых душ». Эйнштейн высмеивал религиозное представление о личном боге. В его трудах то и дело встречаются выражения, вроде: «Бог играет в кости», «Бог тоже не отдыхает в воскресенье»; «Господа бога не интересуют наши математические трудности». Особенно настойчиво создатель теории относительности выступал против попыток совместить научное знание с религиозной Верой. Наука несоединима с религией. «Человек, целиком убежденный в универсальном действии закона причинности,— писал Эйнштейн,— никоим образом не может поддержать идею существа, которое вмешивается в течение событий...». И чем глубже люди познают закономерности природы, тем тверже становится их уверенность В отсутствии божественного произвола. Правда, религия все еще приносит «неисчислимый вред» обществу и стремится найти прибежище в тех областях, куда пока не проникло научное знание. Однако быстрый рост науки все более вытесняет религиозные взгляды, освещая ярким светом темные закоулки. Эйнштейн был убежден в том, что «путь духовной эволюции человечества совершается благодаря рациональному знанию, а не слепой вере». Для отношения ученого к религии характерен и такой факт. В период работы Эйнштейна в Праге его спросили о том, в духе какого вероисповедания желал бы он воспитывать своих детей в школе. «Мне вообще очень неприятно,— ответил ученый,— что мои дети должны получать воспитание, чуждое научному мышлению». Эйнштейн вышел из еврейской общины и в своем завещании просил похоронить его без религиозных обрядов. https://zen.yandex.ru/media/want_to_know_everythink/chto-einshtein-o-religii-dumal-5bd15f7aa6560100aaad16ad?&from=feed Что Эйнштейн о религии думал? | хочу все знать! *** Эйнштейн, Альберт
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Альбе́рт Эйнште́йн (нем. Albert Einstein, МФА [ˈalbɐt ˈaɪ̯nʃtaɪ̯n] слушать; 14 марта 1879, Ульм, Вюртемберг, Германия — 18 апреля 1955, Принстон, Нью-Джерси, США ) — физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии (1879—1893, 1914—1933), Швейцарии (1893—1914) и США (1933—1955). Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР (1926). Эйнштейн — автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики и др. Он разработал несколько значительных физических теорий: Специальная теория относительности (1905). Эйнштейну принадлежит решающая роль в популяризации и введении в научный оборот новых физических концепций и теорий. В первую очередь это относится к пересмотру понимания физической сущности пространства и времени и к построению новой теории гравитации взамен ньютоновской. Эйнштейн также, вместе с Планком, заложил основы квантовой теории. Эти концепции, многократно подтверждённые экспериментами, образуют фундамент современной физики. ***
***--- ПОДЕЛИТЬСЯ --- Где-то есть город Где-то в горах--- 009 На Я.Ру с... 10 августа 2009 года Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001 --- *** *** --- АудиокнигиНовость 2Семашхо*** *** | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |