Невероятным образом двойной позитив снимка из тех, которые априори не предназначены для публики, оказался бракованным. Заказчику сделали новый. Бракованный экземпляр остался у проявщика фотопластин и попал в частную коллекцию. Состоятельный коллекционер закончил дни в доме престарелых, не успев распорядиться коллекцией. Она лежала в епархиальном хранилище более полувека, пока скопом не переместилась в фонды библиотеки, которая также скопом не выставила ее для всеобщего обозрения.
Сверзилось с исполинской стены Храма Бахуса и раскололось нагромождение древнеримских блоков, таинственными технологиями поднятых наверх.
Что не удивляет, учитывая качество ниже плинтуса всех памятников древности и руин памятников древности из наследия ЮНЕСКО и человечества.
Выяснилось, что они сделаны из формованной смеси и проложены металлическими балками, мегалитической арматурой, прокатом цветмета. Это именно цветмет, а не ковкий чугун, выплавляемый еще и в 17 веке. Чугун, даже ковкая модификация, использовавшаяся в строительстве вплоть до эпохи стали, расколется при таком падении и сгибе.
Ну а здесь уже повытаскивали это безобразие. Фотограф, знаменитый Бонфилс, не успел.
После обрушения элементов верхнего уровня Храма Бахуса, случившегося уже в эру фотографий, восстанавливать рухнувшие нагромождения древнеримлян ни строители, ни ученые не стали. Да и правильно. В упрощенном виде, без множества излишеств древнеримлян, великий памятник смотрится даже и получше. Убрали рухнувшее к сатурновой матери (оодин из этих элементов вы и видите на заглавном снимке) да стали изучать прекрасный образец римско-эллинистической архитектуры.
Любуемся.
*
Несколько страничек истории Баальбека.
В 1651 году паломник Арсений Суханов посещал Баальбек-Гелиополь, тогда еще Дом и Храм Соломона, о чем оставил описание в труде Проскинитарий. Собственно описание - одна фраза в конце странички - начале другой, остальноке - беллетристика из доступной автору церковной литературы. Ни одной колонны, ни одного готового объекта еще нет, немногие стены только возводятся. Что дало возможность назвать будущий Храм Юпитера, основаниен с шестью колоннами, "зданием самым великим". Считаю, что только трилитон, видневшийся из грунта, мог заслужить такой эпитет.
В 1728 году паломник Василий Григорович-Барский, человек любознательный и дотошный, 10 дней, с 02.09.1728 по 12.09.1728 жил в Гелиополе, изучил его насквозь и подробно описал в своей книге о путешествии . К этому времени памятник уже перевели из библейского мира в античный, и создателями его стали Эллины. Он обнесен стенами, и в нем живут люди (фактически это о поселке строителей, живущих в самом памятнике и делающих его, подвид доживших до эры фотографий поселений Луксора или Тадмора-Пальмиры). Колонн Храма Юпитера к к сентябрю 1728 года было сделано четыре.
В 1750-51 годах Баальбек и Пальмиру изучал британо-ирландский антиквар, путешественник Роберт Вуд, издавший об этом в 1753 и 1757 годах книгу. Это ее второе издание 1757 года. В основном все на месте, и даже с излишествами. Колонн Храма Юпитера девять, это, несомненно, проект. В реальности строители истории, как это часто бывало, сократили проект и ограничились шестью.
*
Следующие примеры и непосредственно попавших в объектив, и не видимых, но бесспорных армировочных элементов Вы уже частично видели в предыдущем посте и в посте о законах физики и создании истории. Но там за огромным объемом информации они мало заметны, поэтому выношу их отдельно.
Эпически висел стотонный куб над входом Храма Бахуса в Баальбеке. Съемки той и другой стороны висящего куба показали причину такого вываливания и зависания. Два из армировочных элементов нижней части куба не были сквозными, они сломались либо выдернулись при обваливании куба. Верхнюю часть куба проложили добросовестно, элементы натянулись, прорезали пазы и куб, но уцелели.
Любуемся также двумя блоками над повисшим кубом, которые по законам физики так висеть не могут.
Отдельно для сетевых и ютупоученых - знатоков физики, которые примутся мастерить конструкцию из спичечных коробков и тем доказывать, что блок висит за счет силы трения в согласии с законами физики, В ежеквартальном отчете британского Фонда исследования Палестины, в 1873 году проводившего обследование Храма, приведены вычисления, показавшие вес этого повисшего куба в 100 тонн, двух блоков над ним - в 30 и 20 тонн. Читайте на стр. 159 отчета.
В том же отчете найдете и прямое свидетельство ученых об армировании блоков Баальбека - замечание о том, что местные арабы частично нарушили или разрушили элементы здания, чтобы добыть из них металлические штыри. Разумеется, в реальности никакие арабы не при чем. Это все те же строители изъяли металлическую оснастку там, где она вылезла наружу. Потому что формованные и армированные блоки древних памятников ученым открывать не положено, они обязаны видеть только тесания и таскания.
Продолжим рассматривать этот памятник.
Дважды в 1860-х годах были сняты пропилеи памятника с переломившимся пополам мега-блоком, который не может висеть по законам физики, если половины не связаны армированием.
*
Считается, что это фото 1880 года.
Обращаем внимание на повсеместные пазы, из которых вынули, срезав-сломав, чер- и цветмет, и на часть, отошедшую от блока архитрава, которая не обрушилась даже находясь под нагрузкой.
Еще одно фото отвалившейся части архитрава.
Подробно дырки и отпавший кусок. Видно, что насовали всякие разные профили - квадратный, круглый, прямоугольные... Эпоха проката цветмета и катанного чугуна.
И не зря старались!
Снизу видно, что прекрасное панно треснуло в двух местах, и части серьезно разъехались, но все-таки не упали. На радость сегодняшним иcторикам, туристам, ЮНЕСКО и человечеству.
Здесь любуемся арматурами и пазами.
Напомню уже дававшийся снимок изнутри Храма Бахуса.
И еще одно свидетельство отличной работы формовщиков с арматурщиками, на другой стороне Храма. Треснул пополам блок архитрава, трещина слегка разошлась, но блок остался висеть, а с ним и замечательные панно нижней стороны антаблемента.
В упомянутом отчете Фонда исследования Палестины 1873 года опредлелен вес этого высокохудожественного перистиля, приходящийся на одну колонну - 105 тонн, или 4 тонны на квадратный фут. Отмечено также, что он испорчен не только землетрясениями, временем и стихией, но и арабами, раскопавшими его ради извлечения металлического штыря. Quarterly statement - Palestine Exploration Fund. Volume 5-6 (1873-1874), стр. 159.
В этом месте в очередной, триста первый раз обращусь к бетоноголовым историкам сети и ютупоисторикам альтернативного и традиционного направлений. Уважаемые. Формованная смесь - это очень далеко не бетон, и никакие бетонные правила с ней не действуют. При затвердении, которое при больших формах длится неделями и месяцами, она постепенно теряет влагу и объем. При формовке в мягких формах, в так называемой полигональной кладке, при потере объема снаружи остаются "боссы" - распорки формы из той же смеси, но затвердевшей и не теряющей объем. При формовке элемента строения в жесткой форме, каковая использовалась в большинстве памятников Старого Света, потеря объема идет внутри, вследствие чего часто образуются полости, а пазы от армирования, если элемент армирован, расширяются, давая возможность вытащить армировочный элемент. Выше дана ссылка про то, как историками документально зафиксировано, что в Баальбеке местные жители вытаскивали металлические стержни из блоков для своих надобностей (хотя в реале это были те же строители, убиравшие металл в случае его открытия). Ни с каким бетоном это невозможно, а только со смесью, имеющей совершенно другие свойства, нежели бетон.
И два слова тем ученым сети и ютупоученым, которые затянут песни про реставрации. Хотя никаким реставраторам и кому бы то ни было физически невозможно вклинить армирование в блоки. Вытащить - можно. Но не вклинить. Первые раскопки Баальбека, даже не реставрации, инициировал кайзер Вильгельм II 11 ноября 1897 года. Первые немецкие экспедиции работали с 1898 года. Никаких археологов до этого, тем более реставраторов не было в Баальбеке. Книга о первых раскопках.
Еще один баальбекский объект Храм Венеры (3 в н.э.) чуть не рухнул на глазах историков, но был своевременно починен и сохранен для ЮНЕСКО и человечества, задолго до всех реставраций, тем же вневедомственным автором, что и строил памятники истории, ибо больше некому.
Вот так угрожающе лопнул и провис архитрав массой не в одну сотню тонн, перекрывающий всю конструкцию, в 1870 году. Удержалась бы она в случае обрушения? Очень сомнительно.
В 1890 году провисание стало совсем критическим, и поползли другие отколовшиеся части и архитрава, и перекрытия.
О динамике провисания дают представление изображения дофотографической эры.
На гравюре Робертса, посещавшего Баальбек в 1839 году, архитрав только что лопнул и еще не начал смещаться.
В 1844 году издание The Archaeological journal зафиксировало уже значительное смещение.
И только к 1900 году архитрав и перекрытие были спасены. Наверняка подводили основание из блоков, как в воротах Храма Бахуса, фиксировали стальной оснасткой, но это в объективы не попало.
Сегодня Храм, естественно, как новый.
*
Ума и здоровья.
Другие материалы по созданию истории
[Приходится ставить]
Источники : https://otrageniya.livejournal.com/4028317.html Сквозное армирование блоков архитравов, перекрытий и других элементов Храма Бахуса в Баальбеке: otrageniya — ЖЖ
***
-
gorojanin_iz_b (gorojanin_iz_b) написал в otrageniya
17
- ===
===