21:38 Приезд гувернантки... | |
.
Картина В.Г.Перова "Приезд гувернантки в купеческий дом", 1866. Много было в те давние времена в русских деревнях таких несчастных, многострадальных женщин! И не только в деревнях: и в больших городах, и в маленьких уездных городишках – везде страдали русские женщины. Вот, казалось бы, самая обыкновенная бытовая сцена – картина Перова "Приезд гувернантки в купеческий дом". Происходит эта сцена в Москве, в "темном царстве" русского купечества – в Замоскворечье. Здесь живут люди, которые уверены в том, что земля стоит на трех китах, что дни разделяются на легкие и тяжелые, что можно заболеть от дурного глаза... Живут они за крепкими воротами своих домов, не любят чужих людей, копят деньги. "Сам" – хозяин – с утра уезжает в торговые ряды, сидит в своей лавке, пьет и закусывает с выгодными покупателями, иногда забавляется "милыми шутками" над каким-нибудь бедным чиновником – вот как на картине Прянишникова "Шутники". Самая большая страсть этих людей – деньги, самая ходовая поговорка: "Не обманешь – не продашь". Хозяйка-жена обычно дома, ругается с кухаркой, пьет раз по пять в день чай из пузатого самовара с кумушками и свахами. Если же есть у нее взрослые дочери "на выданье", то забот у нее множество: собрать побольше приданого в сундуки, посудачить со свахами, подыскать повыгоднее да побогаче жениха. А дочери, нарядившись помоднее, сидят целые дни без дела у окошка, переглядываются с проходящими молодыми людьми, жеманно поджимают губы, коверкают французский язык и презирают мать, которая не знает всех тонкостей "французского обхождения". И вот в такой купеческий дом приезжает молодая девушка. "Сам" – какой-нибудь Тит Титыч из комедии Островского – только что выспался после сытного обеда и, подбоченившись, расставив толстые ноги, рассматривает молодую девушку, вероятно только что окончившую институт. За ним стоят его купчиха-жена, сын и дочери, которых предстоит ей учить французскому языку, шить чепчики и стирать кружева. Ей страшно, она смущенно вынимает из сумочки свой аттестат, рекомендацию. В дверях прислуга с любопытством и некоторым злорадством смотрит на "благородную" учительницу-гувернантку, все имущество которой – небольшой чемодан и шляпная картонка. Перов и эту картину писал в мастерской, но писал ее не на холсте, а на дереве, и, может быть, картина поэтому выглядит чуть жестковатой. Но дневной рассеянный свет четко выявляет купеческую группу с вишневым халатом самого купца, с розовой юбкой будущей ученицы и в то же время легко и мягко скользит по коричневому платью девушки, по голубоватым лентам ее шляпы. Этим контрастным построением образов гувернантки и купеческого царства художнику удалось подчеркнуть социальное различие двух групп. Так и веет настоящей жизнью от этой картины<...> Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. – М: Детская литература, 1966. - С. 90-91 http://literatura5.narod.ru/perof_priezd.html
Тематика картины соответствует критическому и высмеивающему стилю работ Василия Перова, который одним из первых заострил внимание на бесправности простых людей его времени. Художник смело отражал правду в своих живописных полотнах, высмеивая подобные, безнравственные сцены, и тому подтверждение, очередная картина Приезд гувернантки в купеческий дом, написанная художником в 1866 году.Художник часто наблюдал, когда людей покупают и продают, как товар или даже банально проигрывают в карты. На картине представлена купеческая семья, самодовольно разглядывая девушку гувернантку пришедшую на службу, соответственно не по своей воле и как бывало в совершенно чужую семью, где отсутствует благородство и понимание и какое либо приличие.Упитанный купец, он же глава семейства одетый всего лишь в домашнем халате, широко расставив ноги, надменно оценивает скромно наклонившую голову гувернантки держащую в руках свой необходимый скарб. За спиной хозяина дома с недоверием выглядывает строптивая упитанная жена с желанием высказать различные каверзные вопросы, с непонятным и неожиданным испугом смотрят на вновь прибывшую избалованные купеческие дочки. Купеческий сын обхватившись руками за спиной до не приличия с ухмылкой поглядывает на девушку, ожидая суровый и приказной разговор отца, то есть главы семейства с прибывшей в их дом гувернанткой. Дальнейшую непростую судьбу новоиспеченной гувернантки, как видно предвидят и понимают нанятые в прислугу людишки, с заискивающим интересом они выглядывают из за двери в ожидании привычных шаблонных фраз и указаний.Картина Приезд гувернантки в купеческий дом, отражает непростые нравы и уклад жизни того времени, где присутствует невежество и не красящая людей малообразованность. Разговор семьи купца с новой гувернанткой, как мы видим по изображенным типажам героев картины, довольно таки понятен и предположительно будет короток, строг и соответственно унизителен, с обязательным исполнением всех прихотей главы семейства и его семьи. Молодая и бесправная девушка в безвыходном положении, она понимает, что здесь ей будет нелегко, и ей придется терпеть разные несправедливые выходки этих не благородных личностей. Сюжет до безобразия тосклив и печален, но это правда того времени и похожие сцены 60 - х годов 19 века можно было видеть во многих семьях подобного типа. Картина очень близка духу известного писателя Гоголя, сюжеты которых часто описывал в своих рассказах. Сегодня картина "Приезд гувернантки в купеческий дом" находится в Москве в Третьяковской галерее, ее размер 44 на 53 см, написана она на деревянной основе. http://www.art-portrets.ru/artists/priezd-guvernantki.html
| |
|
Всего комментариев: 0 | |