Мир изменился пока ты спал.
Друзья, пока мы тут осмысливаем судьбу Кассандры и Медузы Горгоны, выясняем жизненные препетии одноглазого Полефема и сравниваем Малого Аякса с Великим, мир шагнул дальше. И шагнул так, что чуть штаны не порвал. Нет-нет, штаны не порвал. А знаете почему? Потому что штанов не было. Была юбка.
В общем, случилось так, что мир действительно изменился. И известные персонажи древнегреческой классики перестали соответствовать ожиданиям современников, и особенно современниц. Дело в том, что все эти древнегреческие женщины были какими-то несчастными, забитыми созданиями, годными только с кудахтаньем и визгами убегать от возбужденных гормонами богов и титанов, а будучи настигнутыми покорно отдаваться насильникам и впоследствии обреченно рожать полубогов и героев.
Скажите, разве это соответствует духу времени? Нет, друзья, не соответствует. Эта горькая бабья доля стенаний, причитаний и бесконечных оплакиваний никак не устраивает современных фемин. Посему Гомер должен или пересмотреть свои взгляды на жизнь… хм… пересмотреть?... Или уступить место современным писательницам, готовым представить публике свою версию «Иллиады». Гомер, конечно, уступит – куда денется, он же окопался в Античности и оттуда ни ногой. А вот ретивые и смелые дамочки не боятся экспериментов. И если кто-то только робко подумывает над переосмыслением античного наследия, то кто-то это уже сделал.
Так вот, случилось страшное – некая Пэт Баркер, уверенная в себе букеровская лауреатка, уже за вас и за меня переосмыслила гомеровскую «Иллиаду» и выдала на гора ремикс-версию древнегреческого эпоса под говорящим названием «Молчание девчат». Там все расставлено по-новому, по современному. И героиням отведено место не жертв, а победительниц. Гляньте-ка на картинку вверху - ни одной женщины! Разве это политкорректно?! А харассмент не хотите вот за это вот все? И это только часть тренда, отмечает Би-би-си. Сейчас масскульт активно обновляет все античное наследие. Например, недавно вышел мини-сериал про Трою, который активно хвалят, ведь Елена Прекрасная становится там "не пассивной жертвой, а активной героиней". А еще одна писательница переписала "Антигону", перенеся в нее актуальные проблемы Британии и Пакистана. А еще одна писательница наконец-то сделала то, чего давно ждали все поклонницы слэша: издала роман "Песнь Ахиллеса", в которой заставила героя открыто взаимоопыляться с Патроклом...
…Вроде бы ничего принципиально нового. Как отмечают защитники тенденции, переосмысливать античные сюжеты мировая культура начала не вчера. Разного рода пересочинения под актуальные реалии тянутся с времен, сегодня уже тоже являющихся древними.
Все это так. Но, как говорится, есть нюанс.
Когда Гомера "пересочиняли" Вергилий, Чосер или Шекспир, авторы-то всегда были твердо уверены, что читатель (зритель) худо-бедно знаком с оригиналом. То есть он в курсе, "что там было у Гомера" на самом деле.
Сейчас же читатели и зрители «обновленных» версий Троянской войны практически ничего не знают о содержании оригинала. Искренне полагая, будто почитав «Молчание девчат» или «Песнь Ахиллеса» или посмотрев очередной отснятый по их мотивам блокбастер, они и вправду познакомились с одной из главных человеческих историй, и даже не подозревают, что стали жертвами конъюнктурных поделок, ничего общего не имеющих с настоящей древней историей. Зато эти идеологически кастрированные поделки полностью удобоваримы и соответствуют взглядам современного цивилизованного общества. Самому же Гомеру, сидящему взаперти в своей Античности, остается лишь взывать к забытым богам «доколе?!» и посыпать голову пеплом.
Бессоница, Гомер, тугие паруса...
Я список кораблей прочел до середины.
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи
На головаx царей божественная пена...
Куда плывете вы? Когда бы не Элена,
Что Троя вам одна, аxейские мужи??
И море и Гомер все движимо любовью..
Куда же деться мне? И вот, Гомер молчит..
И море Черное витийствуя шумит
И с страшным гроxотом подxодит к изголовью...
(О.Мандельштам)
P/S Друзья, но к нам-то, я надеюсь, сие сущеглупое бедство не относится? Мы же с вами знаем-понимаем, что Гомер – это…не Симпсон, не. Гомер – это… это… такая глыба, такой матерый, да мы за Гомера, если надо, готовы рубаху рвануть, готовы рядовым и неизвестным.... Ну, а наше скоромное мифотворчество – это всего лишь веселая и забавная шутка, пародия.
В конце концов, почему бы нет, как говорят французы?
В посте использованы материалы с портала РИА Новости https://ria.ru/analytics/20180904/1527764421.html