***
Мудрость не в том. чтобы много знать. Всего знать мы никак
не можем. Мудрость не в том. чтобы знать как можно
больше, а в том. чтобы знать, какие знания самые нужные,
какие менее и какие еще менее нужны.
Сила в разуме. Голова без ума, что фонарь без свечи.
Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.
Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины. (Л.Н. Толстой)
***
Лев Толстой в Ясной Поляне (1908).
Оригинальная цветная фотография
работы С. М. Прокудина-Горского |
Псевдонимы: |
Л.Н., Л.Н.Т.
|
Дата рождения: |
28 августа (9 сентября) 1828
|
Место рождения: |
Ясная Поляна,
Тульская губерния,
Российская империя
|
Дата смерти: |
7 (20) ноября 1910 (82 года)
|
Место смерти: |
станция Астапово,
Рязанская губерния,
Российская империя
|
Гражданство (подданство): |
Российская империя
|
Род деятельности: |
прозаик, публицист, философ
|
Годы творчества: |
1847—1910
|
Направление: |
реализм
|
Жанр: |
рассказ, повесть, роман, драма
|
Язык произведений: |
русский
|
Награды: |
|
Подпись: |
|
tolstoy.ru |
Произведения на сайте Lib.ru |
***
В ночь на 28 октября по старому стилю 1910 года Лев Николаевич Толстой покинул Ясную Поляну, чтобы уже никогда не вернуться и спустя несколько дней умереть на Богом забытой крохотной железнодорожной станции. Что же подтолкнуло писателя к такому отчаянному шагу?
Ясная Поляна
Отношения с женой у Льва Николаевича к этому времени были уже серьезно осложнены. Известно, что Софья Андреевна, прожившая с Толстым в браке, который длился 48 лет, была ему хорошей женой. Она родила Толстому 13 детей, всегда исключительно нежно и внимательно выполняла материнские обязанности, занималась переписыванием и подготовкой рукописей мужа к печати, образцово вела хозяйство. Однако, к 1910 году отношения Толстого с женой до крайности обострились. У Софьи Андреевны начались истерические припадки, во время которых она просто не владела собой. Летом 1910 года в Ясную Поляну были приглашены психиатр профессор Россолимо и хороший врач Никитин, знавший Софью Андреевну давно. После двухдневных исследований и наблюдений, они установили диагноз «дегенеративной двойной конституции: паранойяльной и истерической, с преобладанием первой».
Разумеется, тяжелое расстройство не могло возникнуть на пустом месте. Причиной ему были идеи Льва Николаевича. Стремление писателя быть проще и ближе к народу, его манеру одеваться в крестьянскую одежду, его вегетарианство и прочее Софья Андреевна терпела. Однако, когда Толстой объявил о намерении отказаться от авторских прав на свои сочинения, созданные после 1881 года, его жена восстала. Ведь отказ от авторских прав означал отказ от гонораров за публикации, которые были очень и очень значительными. Толстой желал спасти мир, приведя все человечество к более правильной, честной и чистой жизни. Софья Андреевна таких больших задач перед собой не ставила, она лишь желала дать детям надлежащее образование и обеспечить им достойное будущее. Впервые о своем желании отказаться от авторских прав Толстой заявил в 1895 году. Тогда же он изложил в дневнике свою волю на случай смерти. Он обращался к детям с просьбой так же отказаться от наследования авторского права: «Сделаете это -- хорошо. Хорошо это будет и для вас; не сделаете -- это ваше дело. Значит, вы не готовы это сделать. То, что сочинения мои продавались эти последние 10 лет, было самым тяжелым для меня делом жизни». Как видим, первоначально Толстой просто советовал детям поступить таким образом. Однако, у Софьи Андреевны были основания полагать, что со временем эта мысль может быть сформулирована именно как последняя воля. В этом ее укрепляло все растущее влияние на мужа со стороны его друга и лидера толстовства, как общественного движения В. Г. Черткова.
В своем дневнике Софья Андреевна напишет 10 октября 1902 года: «Отдать сочинения Льва Николаевича в общую собственность я считаю и дурным и бессмысленным. Я люблю свою семью и желаю ей лучшего благосостояния, а передав сочинения в общественное достояние, -- мы наградили бы богатые фирмы издательские...».
В доме начался настоящий кошмар. Несчастная супруга гениального писателя утратила всякий контроль над собой. Она подслушивала и подглядывала, старалась не выпускать мужа из виду ни на минуту, рылась в его бумагах, стараясь найти завещание, в котором Толстой лишает своих наследников авторских прав на его книги. Все это сопровождалось истериками, падениями на пол, демонстративными суицидальными попытками.
Последней каплей стал такой эпизод: Лев Николаевич проснулся в ночь с 27 на 28 октября 1910 года и услышал, как жена роется в его кабинете, в надежде отыскать «тайное завещание».
В ту же ночь, дождавшись, когда Софья Андреевна, наконец, уйдет к себе, Толстой покинул дом.
Побег
Он покинул дом в сопровождении своего врача Маковицкого, который постоянно жил в имении. Кроме Маковицкого о побеге знала лишь его младшая дочь Саша, которая, единственная из членов семьи, разделяла взгляды отца. Решено было взять с собой только самое необходимое. Получился чемодан, узел с пледом и пальто, корзина с провизией. Денег с собой писатель взял лишь 50 рублей, а Маковицкий, вообразив, что они едут в имению к зятю Толстого, почти все деньги оставил в комнате.
Разбудили кучера и отправились на станцию Щекино. Здесь Толстой заявил о намерении отправиться в Оптину пустынь.
В Козельск Толстой пожелал ехать 3-м классом, с народом.
Вагон был забит и прокурен, Толстой вскоре начал задыхаться. Он перешел на площадку вагона. Там дул ледяной встречный ветер, но зато никто не курил. Именно этот час на передней площадке вагона Маковицкий назовет впоследствии «роковым», полагая, что именно тогда Лев Николаевич и простудился. Наконец, прибыли в Козельск.
Оптина пустынь и Шамордино
Здесь Толстой надеялся встретиться с кем-нибудь из прославленных старцев Оптиной пустыни. Как известно, писатель был отлучен от церкви, и такой шаг восьмидесятидвухлетнего старика следует рассматривать, возможно, как готовность пересмотреть свои взгляды. Но – не случилось. Толстой провел в Оптиной восемь часов, но так и не сделал первого шага, не постучался в дом ни к одному из оптинских старцев. И никто из них не позвал его, несмотря на то, что всем в Оптиной пустыни было известно, что писатель здесь.
Сохранились рассказы о том, что когда они отплывали на пароме от Оптиной, Толстого провожали пятнадцать монахов.
-- Жалко Льва Николаевича, ах ты, господи! -- шептали монахи. -- Бедный Лев Николаевич!
29 октября Толстой отправился в Шамордино, к своей сестре, которая была монахиней Казанской Амвросиевской женской пустыни. Он хотел остаться здесь на какое-то время и даже думал договориться об аренде домика по соседству с монастырем, но не сделал этого. Вероятно, причиной стал приезд дочери Саши. Она прибыла очень решительно настроенная против семьи и матери, всецело поддерживающая отца, к тому же возбужденная путешествием и секретностью отъезда. Молодой задор Саши, видимо, диссонировал с настроением Толстого, бесконечно уставшего от семейных дрязг и споров, и желавшего только одного – покоя.
Утром 31 октября Толстой уехал из Шамордина.
Астапово
Куда ехать дальше ни Толстой, ни сопровождавшие его люди, видимо, не очень знали. В Козельске, прибыв на вокзал, они сели на поезд, который стоял у перрона «Смоленск -- Раненбург». Вышли на станции Белево, приобрели билеты до Волово. Там намеревались сесть на какой-нибудь поезд, следующий в южном направлении. Целью был Новочеркасск, где у жила племянница Толстого. Там думали получить заграничные паспорта и отправиться в Болгарию. А если не получится – на Кавказ. Однако, в дороге дала себя знать простуда, которую Толстой получил по дороге в Козельск. Пришлось сойти на станции Астапово – теперь это город Лев Толстой в Липецкой области. Простуда обернулась воспалением легких.
Толстой умер спустя несколько дней в доме начальника станции Ивана Ивановича Озолина. На то короткое время, что умирающий писатель находился там, этот небольшой домик превратился в самое важное место в России, да и не только. Отсюда по всему свету летели телеграммы, сюда примчались журналисты, общественные деятели, почитатели творчества Толстого и государственные мужи. Сюда же приехала и Софья Андреевна. Не замечая ничего, не отдавая себе отчета в том, что свидетелем ее горя стал едва ли не весь мир, она бродила вокруг домика Озолина, стараясь узнать, что там происходит, каково состояние ее Левочки. Чертков и Александра Николаевна сделали все, чтобы не допустить Софью Андреевну к умирающему мужу. Она смогла проститься с ним лишь в самые последние минуты, когда он был почти без сознания. 7 ноября в 6 часов 5 минут Лев Николаевич умер.
Озолин остановил часы в здании вокзала, приведя стрелки именно в это положение. Старинные часы в здании станции Лев Толстой и до сих пор показывают 6 часов 5 минут. http://analitic.livejournal.com/2197709.html
***
***
***
***
***
***
***
*** •
Афоризмы — едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений.
Разумное н нравственное всегда совпадают.
Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей — это самоубийство.
Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними.
Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою.
Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную. ***
Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай.
• Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.
• Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе.
Критика тогда только плодотворна, когда она, осуждая, указывает на то, чем бы должно быть то, что дурно.
Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Мудрость не в том. чтобы много знать. Всего знать мы никак
не можем. Мудрость не в том. чтобы знать как можно
больше, а в том. чтобы знать, какие знания самые нужные,
какие менее и какие еще менее нужны.
Сила в разуме. Голова без ума, что фонарь без свечи.
Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.
Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины.
Дело науки — служить людям. *** Мудрость во всех житейских целях, мне кажется,
состоит не в том, чтобы узнать, что нужно делать,
а в том, чтобы знать, что делать прежде, а что после.
Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. Кто научился размышлять, тому трудно веровать.
Величайшие истины — самые простые.
Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию.
Человек подобен дроби, числитель есть то. что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства.
Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.
Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии.
В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя. *** Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой
призрак, она обращает жизнь из бессмыслицы в нечто
осмысленное, из несчастья делает счастье.
Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина.
Большая часть мужчин требуют от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.
Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи. Бедствие — это оселок для человеческой жизни.
И то, что мы называем счастьем, и то, что называем
несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то
и на другое как на испытание.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Обсуживая поступки других людей, вспоминай свои.
Один нз самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают».
Слово есть поступок.
Люди учатся, как говорить, а главная наука — как и когда молчать.
Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным. •***
Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры.
У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.
Больше всех говорит тот, кому нечего сказать.
Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких
усилий самое трудное — это усилие воздержания языка.
Оно же и самое нужное.
Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не промолчал.
Как ни неприятен для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде.
Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям.
Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким:
мир движется и совершенствуется.
Главная задача — внести вклад в это движение,
подчиниться ему и сотрудничать с ним.
Живут лишь те, кто творит добро.
Человек будет тем счастливее, чем яснее он поймет, что его призвание состоит не в том, чтобы принимать услуги
от других людей, но в том, чтобы прислуживать другим и предоставить свою жизнь в распоряжение многих людей. Человек, поступающий таким образом, будет достоин своих владений и никогда не потерпит неудачу. ***
***
***
***
***
***
Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай.(Л.Н. Толстой) ( Читать дальше... )
Метки:
***
***Lib.Ru/Классика: Толстой Л. Н. :
***
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Ранние повести:
-
-
-
-
-
-
- Казаки
- Кавказская повесть 1852 года.
Поздние повести:
-
-
-
-
-
-
-
Севастопольские рассказы:
-
-
Рассказы:
-
-
-
-
-
-
- Метель
- С. Т. Аксаков в письме к И. С. Тургеневу: "Скажите, пожалуйста, графу Толстому, что "Метель" - превосходный рассказ. Я могу об этом судить лучше многих: не один раз испытал я ужас зимних буранов и однажды потому только остался жив, что попал на стог сена и в нем ночевал" (12 марта 1856 г.).
-
-
-
-
-
-
-
- Сказки [1910]
- Работник Емельян и пустой барабан
Праведный судья
-
-
Малоизвестные произведения:
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
***
|