11:27 Из фотожурналистики... Анри Картье-Брессон | |||||||||||||||||||||||||||
1960 год, фотопортрет Мэрилин Монро 1954 год, на заводе ЗИЛ в СССР *** ***В фотографии есть понятие «решающий момент» — это значит сделать снимок в ту самую долю секунды, когда эмоции достигают пика, а люди и вещи под прицелом объектива расположены именно так, как нужно для идеального кадра. Понятие ввел в обиход гений документальной фотографии Анри Картье-Брессон — человек, подаривший миру искусство фотожурналистики. Анри родился в семействе фабрикантов, занимающихся продажей и производством нитей из хлопка. В юности увлекся живописью, получил художественное образование. Впоследствии опытный взгляд художника помог ему до совершенства отточить мастерство фотографа. Оставить живопись ради фотографии Картье-Брессона сподвигла поездка в Африку, во время которой с ним произошел его личный «решающий момент». Он увидел снимок авторства Мартина Мункачи, запечатлевший прекрасную в своей простоте сцену — три мальчика прыгают в воды озера. Фото поразило Анри и подтолкнуло его к мысли о том, что с помощью снимков можно «фиксировать» жизнь. Секунда — и время пойдет дальше, а кадр останется — статичный, но живой. Вернувшись во Францию, Анри приобрел камеру «Лейка», которая стала его рабочим инструментом на долгие годы. Картье-Брессон не считал свою деятельность высоким искусством. Он утверждал, что запечатлевает правду и ее же показывает миру. Но делал это так, что иначе, как искусством, его работы не назвать. В объектив отца-основателя фотожурналистики попадали простые люди и звезды, забавные и грустные ситуации, обыденные жизненные моменты и сцены, пробирающие до мурашек. Никаких постановочных кадров — только жизнь, «пойманная» и увековеченная. Немного печальная Мерилин Монро. Ребенок, только что освобожденный из концлагеря. Целующаяся парочка за столиком уличного кафе. Рабочие советского завода. Безмерно довольный собой мальчишка с двумя огромными бутылками неизвестно чего… Эти и другие кадры стали эталоном «уличной» фотографии, наглядным пособием, которое лучше всяких слов объясняет, как ловить тот самый момент. В 1947 году Картье-Брессон и еще четыре независимых репортера основали фотоагентство «Магнум Фотос», ставшее влиятельной международной организацией. Анри был идейным вдохновителем этого проекта и активным его участником. В 1954 году Картье-Брессон дважды стал первооткрывателем. Он первый из иностранных фотографов посетил СССР после смерти Сталина. А в Лувре открылась первая в истории музея фотовыставка, на которой были представлены работы Анри. В 1966 году гений отошел от дел, обосновался в Провансе и занялся тем, с чего начинался его творческий путь, — живописью. Сейчас фотоработы Картье-Брессона представлены в нескольких крупных музеях по всему миру, а его легендарный метод остается актуальным и поныне, даже в эпоху вездесущей «цифры». Фотографии: Magnum Photos, Henri Cartier-Bresson Fondation ***
*** Методы работы Анри Картье-Брессона стали легендой в мире фотографии. Например, он прославился своей способностью оставаться «невидимым» для людей, которых снимал. Бликующие металлические части фотоаппарата он заклеивал чёрной изолентой, чтобы они не блестели. Существует легенда что он всегда делал законченный снимок в момент съемки, никогда не изменял, не кадрировал сделанную фотографию. Она ошибочна и опровергнута несколькими тестовыми отпечатками, значительные части которых заштрихованны для последующей перекадровки. Брессон никогда не печатал и не проявлял пленку самостоятельно. Во многих источниках упоминается, что он принципиально снимал только объективом с «нормальным» фокусным расстоянием (не «телевиком»), что вынуждало его близко подходить к фотографируемому объекту и вступать с ним в непосредственный контакт. *** Об отношениях Картье-Брессона со временем Линкольн Кирштейн , писатель и специалист в области культуры и искусства, говорил, что Картье-Брессон
Но для т. н. решающего момента, не только пойманного, но и эстетично зафиксированного, кроме большой чувствительности и понимания природы человека, которыми Анри Картье-Брессон обладал в высочайшей степени, требуется утонченная работа с художественной формой, с геометрией внутрикадрового пространства, умение создавать изысканные визуальные метафоры и т. д... Он фотографировал как простых людей, так и весьма именитых персон и значительные события XX-го века. Вот только некоторые известные личности, которых он запечатлел: Ирен и Фредерик Жолио-Кюри (1944), Анри Матисс (1944), Альбер Камю (1944), Поль Валери (1946), Уильям Фолкнер (1947), Трумен Капоте (1947), Хоан Миро (1953), Шри Ауробиндо (1950), Жан Ренуар (1960), Андре Бретон (1961), Мэрилин Монро (1961), Ролан Барт (1963), Коко Шанель(1964), Жан-Поль Сартр, Эзра Паунд (1970), Луи Арагон (1971). ***
✲ ✲ ✲ Источник : Анри Картье-Брессон. Фотограф, поймавший момент | Фотожурнал «Ящик» https://zen.yandex.ru/media/boxmagazine/anri-kartebresson-fotograf-poimavshii-moment-5b0461a948c85e9932cf642c Википедия Брессон *** *** *** Прикрепления: Картинка 1 · Картинка 2 | |||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |