01:57 Обучение в гимназиях было платным для детей... | |
*** ***
Самое поразительное в этой истории – такого документа, публикация которого нанесла большой вред престижу самодержавия, НЕ БЫЛО ВООБЩЕ! Дело даже не в том, что слов «кухаркины дети» в нём не содержалось, а в том, что это не был циркуляр, то есть нормативный акт министра, предназначенный для обязательного исполнения служащими ведомства. Вот обстоятельства его появления. Министр ДеляновВиновник сего дела, министр народного просвещения Иван Давыдович Делянов (в следующем году получивший титул графа) 18 июня 1887 года обратился к Императору Александру III с всеподданнейшим докладом по итогам совещания нескольких министров. И.Д. Делянов (1818-1897) был очень заслуженным сановником. В эпоху Александра II он, будучи директором Императорской Публичной библиотеки (ныне – Российская национальная библиотека) в С.-Петербурге, превратил её в первоклассное по тем временам книгохранилище. Затем он долгое время был товарищем (заместителем) министра народного просвещения графа Д.А. Толстого, много сделавшего для демократизации образования в России.
Один из парадоксов тех лет состоял в том, что те же деятели, которые в царствование Александра II проводили либеральные реформы, при его сыне сделались консерваторами и проводниками контрреформ. Одним из них и стал Делянов, с 1882 по 1897 год занимавший пост министра народного просвещения – дольше, чем кто-либо другой, кроме С.С. Уварова. За свои заслуги Делянов в 1888 году получил титул графа.
«Опасные» профессииДелянов уловил основную консервативную идею политики Александра III и 23 мая 1887 года предложил ему запретить принимать в гимназии детей большинства сословий, кроме дворян, духовенства и купцов. Но Царь не решился издать новый закон, столь радикально ограничивавший право на образование для мещан и крестьян. Тогда Делянов, обсудив вопрос с другими министрами, предложил «разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства». Таким образом, отмечалось в докладе, гимназии избавятся «от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих… вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию». Серьёзных изменений не произошлоОбучение в гимназиях было платным, поэтому редко какие родители из низших слоёв общества могли оплатить обучение в них своих детей при условии сдачи ими вступительных экзаменов. Исключение делалось для одарённых детей, которые, по ограниченной квоте, могли быть приняты в гимназии на казённый счёт. Но предложение Делянова и не запрещало этого, оставляя такую возможность для детей перечисленных профессий, «одарённых гениальными способностями». Следовательно, никаких серьёзных изменений в порядок приёма в гимназии вводить не предлагалось. Была только одна мера в докладе министра, ограничивавшая возможность проявления своих способностей одарённым выходцам из бедных низов – закрытие подготовительных классов при гимназиях. Таким образом, возмущение общества вызвали, скорее, не сами меры Делянова, а тон его доклада. Роковое заблуждениеРеакция Императора на этот доклад неизвестна, но он был разослан к сведению всем попечителям учебных округов. Большинство из них упразднило подготовительные классы при гимназиях. Доклад так и остался бы неизвестным, если бы либеральная печать не прознала про него и не перепечатала, с соответствующими комментариями. Самое трагикомичное в этой истории – убеждение правящих кругов Российской Империи, будто угроза самодержавию исходит от просвещения бедных классов. Это заблуждение сыграло роковую роль в судьбе русской монархии. Тогда как, на самом деле, опаснейшие революционеры происходили из высших классов общества.
Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора. Источник : https://zen.yandex.ru/media/history_russian/cirkuliar-aleksandra-iii-o-kuharkinyh-detiah-5c10aa265970ce00a93747a2?from=feed Циркуляр Александра III о «кухаркиных детях» *** Картина «Устный счет» Богданова-БельскогоПолное название знаменитой картины, которая изображена выше: «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского». Это картина русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского была написана в 1895 году, а сейчас висит в Третьяковской галерее. В этой статье вы узнаете некоторые подробности об этом известном произведении, кто такой был Сергей Рачинский, и самое главное — получите верный ответ на задание, изображенное на доске. Краткое описание картиныНа картине изображена сельская школа XIX века во время урока арифметики. У фигуры учителя есть реальный прототип — Сергей Александрович Рачинский, ботаник и математик, профессор Московского университета. Сельские школьники решают очень интересный пример. Видно, что он дается им непросто. На картине над задачей думают 11 учеников, но похоже, что только один мальчик догадался, как решать этот пример в уме, и тихо говорит свой ответ на ухо педагогу. Николай Петрович посвятил эту картину своему школьному учителю Сергею Александровичу Рачинскому, который и изображен на ней в компании своих учеников. Богданов-Бельский очень хорошо знал героев своей картины, так как когда-то сам был в их ситуации. Ему посчастливилось попасть в школу известного русского педагога профессора С.А. Рачинского, который заметил талант мальчика и помог ему получить художественное образование. О РачинскомСергей Александрович Рачинский (1833-1902) — российский учёный, педагог, просветитель, профессор Московского университета, ботаник и математик. Продолжая начинания своих родителей, преподавал в сельской школе, даже несмотря на то что Рачинские — дворянский род. Сергей Александрович был человеком разносторонних знаний и интересов: в школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию. В ранний период учительской деятельности Рачинский вел поиски в русле идей немецкого педагога Карла Фолькмара Стоя и Льва Толстого, с которыми вёл переписку. В 1880-е года он стал главным в России идеологом церковно-приходской школы, начавшей соперничать с земской школой. Рачинский пришёл к выводу, что важнейшая из практических потребностей русского народа — это общение с Богом. Что касается математики и счета в уме, Сергей Рачинский оставил в наследие свой знаменитый задачник «1001 задача для умственного счета», некоторые задания (с ответами) из которого вы сможете найти по данной ссылке. Подробнее о Сергее Александровиче Рачинском читайте на странице его биографии в Википедии. Решение примера на доскеСуществует несколько способов решения выражения, написанного на доске на картине Богданова-Бельского,. Перейдя по этой ссылке, вы найдете четыре различных решения. Если в школе вы учили квадраты чисел до 20 или до 25, то скорее всего задача на доске не вызовет у вас особого труда. Это выражение равно: (100+121+144+169+196) разделить на 365, что в итоге равно 730 разделить на 365, то есть «2». Кроме того, у нас на сайте в разделе «Устный счет» вы можете познакомиться и с другими задачами Сергея Рачинского, и узнать, что такое «последовательность Рачинского». И именно знание этих последовательностей позволяет решить задачу в считанные секунды, ведь: 102+112+12 2= 132+142 = 365 Источник : https://4brain.ru/blog/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D1%87%D0%B5%D1%82/ *** *** *** *** *** *** *** *** *** Прикрепления: Картинка 1 | |
|
Всего комментариев: 2 | |||
| |||