19:20 Человек, находящийся на вершине | |
*** Человек — высокоорганизованное животное, находящееся на вершине пищевой пирамиды. В дикой природе ему подобен лев — царь зверей. Львы «трудятся» лишь, когда испытывают голод. После того, как они его удовлетворили, их «трудовые затраты» сводятся к минимальным. Им ничего не угрожает, особенно, если природные условия благоприятны для их существования. Организацию прайда обеспечивают выработанные тысячелетиями правила формирования и функционирования сообщества, подкрепленные физиологией, закрепленной биологическими и социобиологическими законами. Будучи «социальным животным» человек не может развиваться вне общества — прямохождение, развитие речи и способность к ручному труду формируются исключительно в социальной среде. Свои основные потребности — в пище, защите от врагов и неблагоприятных природных условий люди могут удовлетворить только в обществе. Для этого человек создал высокоразвитую культуру (материальную и духовную), как свою главную адаптацию к окружающей его биосоциальной среде. К. Маркс полагал, что труд «...вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам». Но вместе с тем труд — это целесообразная деятельность конкретного человека, в процессе которой он активно воздействует на окружающую среду в целях обеспечения своего существования. Трудовая деятельность требует от человека значительных энергетических и интеллектуальных затрат. Эти затраты не являются «естественными» для человека, как природного существа. Они естественны только в том, что обеспечивают лично его естественные потребности. Проблема заключается в том как сделать общественный потребности естественными для каждого человека. Для принуждения к труду человечество изобрело товарно денежные отношения между людьми. Фактически между человеком и обществом. *** С развитием общества повышается эффективность труда отдельного человека. Крестьянин или ремесленник, как показывает тысячелетняя история человечества, вполне спокойно могут жить собственным трудом, ограничив собственные трудозатраты на себя и свою семью до минимума. Однако развитие общественных отношений требует все больше материальных и людских ресурсов для успешного функционирования общественных институтов, обеспечивающих взаимоотношение между людьми. Прежде всего это касается защиты человека, его хозяйства и семьи от неблагоприятных факторов внешней среды, включая посягательства на его имущество и жизнь со стороны других людей. Членам сообщества, трудящимся на общее благо, необходимы ресурсы для обеспечения их собственных естественных потребностей. Но их обеспечение возможно только в том случае, если другие члены сообщества будут работать не только на себя и свою семью, но и на тех, кто выполняет необходимые для общества функции. Практически каждый человек, включенный в общественные отношения может создать больше полезного продукта, чем ему необходимо для удовлетворения своих естественных потребностей. В том числе и за счет того, что он пользуется благами, создаваемые всем обществом — принцип дополнительности сформулированный Нильсом Бором почти сто лет тому назад. Поэтому люди должны участвовать в общественно полезном труде, внося трудовой вклад в поддержание и развитие общественных институтов, значимых для каждого человека. Желательно добровольно и сознательно. Но не все и не всегда хотят это делать. К работе не только на себя, но и на других, как правило, нужно принуждать. В далекие и не столь далекие времена — с помощью плети. Или с помощью шантажа, как в известном мюзикле Б.Брехта: У акулы зубы — клинья, С развитием общества формы принуждения к труду совершенствуются. В этом отношении современное общество достигло доселе небывалых результатов. Долгое время самым эффективным способом принуждения к труду оказалось вознаграждение за труд на конкурентной основе, что привело к феномену эксплуатации человека человеком. Согласно марксизму эксплуататорами могут быть лишь владельцы средств производства, организующие труд нанятого или принуждаемого к труду силой, или иными обстоятельствами человека. В известном комиксе, до сих пор популярном у пропагандистов классического марксизма, наглядно показано, что если рабочий производит на 50$, а получает 15$, то капиталист 35$, за то, что капиталист лишь подгоняет рабочего. Но это не совсем так. В эти 35$, «недоплачиваемых» рабочему, входит не только рента за средства производства. Громадная часть из этих 35$ идет на расходы по организации производственного процесса (в том числе и на то, чтобы подгонять работающих). И на многочисленные накладные расходы (на амортизацию средств производства, на сырье, на сбыт продукции и т.п.). И на социальные отчисления в виде государственных налогов. Причем с усложнением производства доля платы за обладание средствами производства неуклонно снижается. Это ведет к тому, что в высокоразвитых промышленных странах разрыв в уровне жизни представителей различных страт основной массы населения не столь громадный, каким он был в этих странах 100-150 лет тому назад, каким он является в странах третьего мира. Это привело к феномену скандинавского социализма — решению на практике основных задач социалистического движения в рамках капиталистических общественных отношений. Несмотря на явные успехи, вознаграждение за труд на конкурентной основе в современных высокоразвитых странах перестает быть эффективным способом принуждения к труду. Высокий уровень социального обеспечения приводит к тому, что в этих странах формируются группы населения отказывающиеся от труда и живущие исключительно на социальных пособиях! Финские власти в 2017-2018 годах поставили любопытный социальный эксперимент. Случайным образом выбранным по всей стране двум тысячами безработных в возрасте от 25 до 58 лет стали выплачивать по €560 в месяц (безусловный базовый доход). Средний доход работающих граждан на то время составлял €2100 в месяц. Участники эксперимента не уплачивали налоги с выплат (весьма высокие в Финляндии!) и получали их в течение двух лет вне зависимости от того, найдут они работу или нет. Одна из главных целей эксперимента состояла в том, чтобы найти альтернативу действующей системе социальных пособий, которая по мнению финских властей слишком бюрократизирована. Однако программа не привела к стимулированию у людей поиска работы и оказалась слишком дорогостоящей. Эксперимент свернули. Победить эпикуреизм и гедонизм, стимулировать тягу к общественно полезному труду, создавая «райские условия» для людей, оказалось невозможным. Такой результат можно было бы предвидеть, если бы экспериментаторы обратили внимание на итоги социального эксперимента «Вселенная-25», поставленного полвека тому назад. Индустриальное общество нашло эффективный способ принуждения к труду — пропаганду избыточного потребления. Человека заставляют «вкалывать по полной» за сомнительные удовольствия: обладание чем-то «эксклюзивным» и обязательно непомерно дорогим хотя, по-сути, зачастую абсолютно бесполезным и несомненно избыточным! От «золотой» авторучки или кольца с «бриллиантом» до виллы на «лазурном берегу». Причем втягивают в эту гонку начиная с детства, желая воспитать «прынцев» и «прынцесс». Реклама и умелый маркетинг делают свое дело. Проблема правильного потребления настолько значительна, что даже ЖЖ разработал для русскоязычных пользователей программу развития блогов «Эпоха потребления» о том «Как выбирать, где покупать, как эффективно использовать, на что обращать внимание при покупке, как экономить, как тратить деньги и не вредить экологии и другие вопросы, касающиеся потребления товаров и услуг». А вот о том, как ограничить себя от чрезмерного потребления речи не идет. Маркетологов ЖЖ можно понять — законы рынка. Dura lex sed lex — Закон суров, но это закон. Другим современным и гораздо более опасным способом принуждения к труду является формирование у населения страха перед угрозой военного конфликта — межгосударственных и внутригосударственных (гражданских). Человека принуждают смириться со всеми возможными невзгодами «лишь бы не было войны». Вам сейчас плохо, но другим еще хуже и это может случиться с Вами, если не будите трудиться на благо вашего государства, которому необходимы «першинги», «нодоны», «калибры», «нептуны» и тому подобные «игрушки» политической и военной элиты противостоящих друг другу государств. Принуждение к труду и эксплуатация человека человеком до сих пор идут рука об руку. Главная причина этого — отсутствие объективных критериев оценки труда конкретного человека с позиции как его собственных физических и интеллектуальных затрат, так и с позиции значимости его труда для общества. Раньше, 100 — 150 лет тому назад, считалось, что чем больше физической энергии тратит работник, тем выше должен оплачиваться его труд. На практике оценивал затраты труда рабочих-сдельщиков нормировщик, следивший сколько за единицу времени непрерывной работы может сделать рабочий, и на основании этого вычислявший, сколько рабочий может сделать за смену. Естественно, что ни о каком-либо серьезном физиологическом обосновании речь не шла. В советское время оплату труда рабочих соотносили с количеством энергии, тратившейся ими в процессе труда. Причем это обосновывалось данными физиологии труда, которая в то время активно развивалась. Однако данные физиологических исследований вступили в противоречие с экономическими и политическими интересами государства. Интересы страны требовали усиления эксплуатации труда. Но против природы не попрешь. Оказалось себе дороже — несомненно, что физиологическое перенапряжение «строителей коммунизма» способствовало краху СССР. В настоящее время «основными задачами физиологии труда являются написание рекомендаций по организации рабочего места, эффективное функционирование работника и разработка мероприятий, предохраняющих человека от неблагоприятного влияния факторов среды», т.е. эта наука, по-сути, сводится к эргономике. В современном обществе все материальные и духовные потребности создаются в результате коллективного труда. Даже создания уникального продукта отдельным человеком невозможно без материальной и интеллектуальной базы, созданной предыдущими поколениями и совершенствующейся его современниками. Более того в становлении уникальной личности участвуют родители и учителя этого человека, которые, в свою очередь, опираются на опыт предшествующий поколений. Возможно представить, что секретарша изящно размешивающая сахар в стакане директора завода может значить для эффективности работы предприятия гораздо больше, чем чернорабочий, ворочающий на складе тюки с сырьем. Сможет ли развитие информационных технологий и физиологии труда могут решить этот казус и подобные ему. Теоретически вполне, но будет ли решение рентабельным в свете грандиозной задачи, стоящей перед человечеством, — сохранении себя как космического феномена. Или чисто технократическое решение проблемы принуждения к труду в принципе невозможно? Тогда остается уповать на воспитание всесторонне развитого человека сознательно отдающим свой труд на благо всего общества. Но тогда это будет вообще другой вид — Нomo sapiens intelligens (Человек разумный духовный). Источник : ( Смотреть здесь... ) Принуждение к труду
*** *** *** *** *** *** ***
ПОДЕЛИТЬСЯ
Станислав Лем, Краков, 30.10.2005 *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** | |
|
Всего комментариев: 0 | |