
***
***
===
Глава 11
* * *
У озера, называемого местным населением Йошмокуг, по имени водяного божества, дети которого, тут живут, было немало людей. Люди присутствовали, а вот детей Йошмы не наблюдалось, наверное прячутся. Но собравшиеся даже не сомневались в наличии высших существ.
Четыре сотни луговых черемисов слушали волхва Ямшана. Они заглядывали харизматично выглядевшему шаману-колдуну прямо в глаза, считая за благословение то, что Ямшан только лишь акцентированно посмотрит на кого-то.
Карт-жрец, как правильно назывался статус рослого мужика, был в звериных шкурах, хаотичным образом сшитых между собой. У него на руках были разные веревочки с зубами животных, стеклянными бусами и камнями. На шее так же висели похожие бессистемные украшения. Лицо жреца было обмазано охрой и сажей. Персонаж напрочь уходящей эпохи, но цепляющийся за свое право играть хоть какую-то роль на этих землях. Пусть сам Ямшан и пришел издали, с территории горных черемисов.
Жрец появился в этих краях не так давно, несколько месяцев назад, и уже заимел не только большой авторитет среди местных жителей, но и расширил список тех людей, которые готовы исполнить любую волю Ямшана.
Луговых черемисов гонят отовсюду, им насаждают новую религию и для многих очень важно, что появилось то место, где и накормят, пусть скудно, а так же объяснят превосходство верований предков и ущербность веры пришлых христиан.
— Скажи, карт-жрец, так почему наш верховный Бог Кугу Юмо просто не убьет христианского бога? Наш же сильнее? — спрашивал один из двадцати пяти мужчин, которые слушали проповедь в первом ряду и имели право задавать вопросы.
— А разве можно убить того, кого нет? Их Христос — это убитый много-много лет назад человек. Как он может быть Богом? Они говорят, что воскрес, но ведь позволил себя убить. Слабый человек, ибо Бог такого не допустил бы, — говорил карт-вождь.
Староста Крати сидел в первом круге среди тех самых мужчин, которые имели право задавать вопросы. Он, старик и староста большой деревни, хотел много задать вопросов, но жизнь научила чувствовать момент, когда стоит молча согласиться с тем, что происходит.
Сзади мужчин располагались другие мужчины и, как правило, это были воины. Нет, не те, не дружинные с конями, или с добрыми доспехами, которые пришли на земли, что еще отец Крати считал своими. Эти воины были почти все с копьями и доспехи их были частью из кожи, но также и деревянными.
Сравнивая воинов, которыми располагал жрец, взбаламутивший воду не только в ближайшем озере, но и в головах людей, Крот понял, что в сотне странного и удивительного отрока-сотника Владислава любой боецсможет в поединке одолеть будь какого воина языческого жреца. Но при этом Ямшан набирает большую силу.
Только сейчас, на этом собрании, присутствовало порядка полторы сотни мужчин, которые в знак своей воинственности, пришли с оружием в руках. А таких вот собраний, как понял Крати, было еще несколько, с другими родами и деревнями.
— И все же карт-жрец, я не могу понять, как можно верить в то, чего нет? — продолжал допытываться один из мужчин.
— Люди во многом заблуждаются, но думаю я, что за личиной христианского бога скрывается бог Керемет, которого Кугу Юма прогнал от себя за злобу и смерть, что несет в себе Керемет. Кто поклоняется Христу — тот поклонник злого бога Керемента! — последнюю фразу он жрец выкрикивает.
Ямшан умело находил ответы на многие вопросы соплеменников. Крати даже несколько зауважал жреца за то, что он умный, мог так извернуться, объясняя христианское учение, что, сказав толику правды о Христе, вывернуть все, выставляя христиан глупцами. Но староста видел, от того и кривился, что жрец манипулирует людьми. В шутку ли, а может и всерьез, но Владислав проворачивал такие вот манипуляции со старостой. Подменяя понятия, чуть привирая, где-то недоговаривая, можно исказить почти что любу правду.
Именно сейчас Крати окончательно решил отречься от старых богов и всей душой принять христианство. Спиридон и Владислав обо всем рассказали, открыли глаза на многие вещи. Даже то, что они прямо говорили, что христианство нужно и для материальной выгоды и для того, чтобы спокойно жить, заслуживало довериябольше, чем хитрость карта-жреца Ямшана.
— Скажи, жрец, но пришлые кроме Христа поклоняются еще богу Волченге, называя его Перуном. И те, кто возносит почести по четвертым дням недели Волченге Юмо, они так же враги нам? — спросил еще один из слушателей в первом ряду.
— Они убивают ваших детей, насилуют ваших дев, которые даже могли первую кровь не пустить, мало этого? — жрец заорал и вскинув руки кверху. — О Верховный бог Кугу, защити своих людей!
Моментально все присутствующие, ну или почти все, вскинули руки и так же начали повторять возвание «защити своих людей». Крати, механически повторяя действия жреца, старался смотреть по сторонам. С ним из деревни пришли чуть больше трех десятков человек. И вот эти люди были в растерянности.
Они слышат о зверствах и насилии над детьми, но не могут это принять близко к сердцу, так как не знают, что это такое. У них в деревне насилия нет. Карт-жрец рассказывает о голоде, а в деревне нет ни одного человека, который бы прямо сейчас умирал от голода. Да, живут не так сытно, как хотелось бы, расчетливо, где на каждого жителя определяется количество еды, но этого хватает. Ну а сытый голодного не поймет, как и люди Крати не понимают жреца.
Так что-то, что говорил жрец, не так, чтобы и задевало сердца жителей деревни, в которой Крати был старостой. Поэтому старик ощущал тревогу. Он не хотел потерять то, что есть, он не хотел смертей и крови, при том, что, будучи погруженным в общение с пришлыми, видя, как они тренируются, что даже часть мужчин деревни уже осваивают воинскую науку, Крот понимал — победы у восстания не случитя.
— Могу ли я напомнить всем о том, что в этих краях уже было восстание тех, кто почитает многих богов, но не Христа. Тогда случились реки крови, многих убили, но не добились ничего, кроме смерти, — Крот сделал попытку вразумить присутствующих.
— Я знаю о том, но тогда люди бунтовали не с нашими богами, а со своими, уже ослабленными верой в несуществующего Христа. Потому они и проиграли. Но я скажу вам, что знаю от богов, сильных, могучих. Грядет война. С юга идут кочевники-кипчаки, они с муромским христианским князем заодно. Тот, кто считает себя хозяином этих земель, проклятый богами князь Юрий, погрязнет в той войне, — жрец оскалился, стал напоминать хищника, а шкуры и пасть волка, одетая на голову Ямшана еще больше вызывали ассоциации со зверем.
— Спасибо карт-жрец за ответ, — сказал Крот и поклонился.
Старик хотел еще многое сказать, аргументов против восстания хватало, но он промолчал. Незачем это делать, не стоит сотрясать воздух, когда слова не доходят до умов собравшихся. Противостоять в споре жрецу опасно. На таких вот собраниях уже были казнены шесть луговых черемисов, которые приняли Христа и пытались вразумить соплеменников.
— Крати, — вдруг обратился к старейшине жрец. — У тебя есть еда, ты собрал урожай, но не был выгнан пришлыми из своего дома. Ты должен поделиться с теми, кто нуждается, этого требует Верховный бог Кугу Юма.
Крот сделал большой вздох, чтобы успокоится и не вспылить, не стать возражать жрецу. Он уже принес немало припасов в эту лесную общину. Тут, рядом с озером, можно кормиться с природы, пока не начнется зима. Между тем, припасы съедаются быстрее, чем это делается в деревне. Сколько не принеси, всего будет мало.
— Я мог бы взять с собой три десятка человек, поселить их в своих домах, они должны работать и тогда получат еды столько, чтобы и сами не умерли с голоду, и дети их выжили, — сказал Крати.
Уже с первых слов, когда Крот стал предлагать свой вариант помощи, жрец крутил в отрицании головой. Ямшан не мог и не хотел лишаться своих адептов. Можно потерять связь с ушедшими людьми, которые найдут ответы на свои вопросы у кого-нибудь другого. Здесь же, в лесу, жрец полностью завладел умами людей. Тут он оставит своих людей, пойдет дальше проповедовать, но люди не получат иную версию бытия.
Таких вот общин в Ростово-Суздальской Руси уже четыре. Не важно, сколько в них в целом людей, важно, сколько молодых мужчин, готовых сражаться. Почти четыре сотни воинов, ну или тех, кто хоть как-то умеет обращаться с оружием уже во власти слов Ямшана. В это воинство обещали прислать с незанятых русичами черемисских земель еще до тысячи воинов. При этом, с тех мест могут прийти даже конные.
Расчет был прост: когда начнутся активные боевые действия между Юрием Владимировичем и половецко-муромским войском, в спину Долгорукому ударят те, кто еще помнит правильных богов. А еще, чего жрец рассказывать не хочет, да и никогда не скажет добровольно, эмир булгар дает серебро на поддержку восстания. Мало того, в случае успеха, к восставшим могут присоединиться и некоторые рода мордвы, те, что особенно озлоблены на христиан-русичей.
— Я не могу дать еще больше еды, — процедил сквозь зубы Крати.
Сейчас старейшина был готов к смерти. Но нельзя позволять себя обкрадывать. Все должно быть в меру. Он готов умереть, но все больше склонялся к иному решению, пусть еще до конца этого не осознал.
— Ты принесешь еще столько же, как ранее, и я более не потребую от тебя еды. Но требования мои будут иными. Мы начнем восстание с той земли, которой когда-то владели твои предки. Мы убьем боярина, который посмел назвать эти земли своими, мы заберем у него всю еду и оружие с конями. Это нас усилит, — сказал жрец.
Крот никак не хотел смерти Владу, который ему нравился, как хозяин. Старейшина молчал о секретах, которые поведал ему этот отрок. Производство меда, создание садов и прививание деревьев. А чего только стоит искусственное оплодотворение? Так можно быстро число скотины увеличить в два раза.
— Да, я сделаю все, что нужно, — сказал Крот, пока даже не представляя, как ему поступить.
Куда не кинься, везде предательство. Можно ли предать своих соплеменников? Наверное, нет. Можно ли предать Влада, новую власть, даже если она кажется перспективной? Наверное, да. Но сомнений очень много.
*…………..*…………*
Собрание у воеводы-князя Ивана Ростиславовича длилось уже третий час кряду, ну или около этого, так как часов, и нет никаких, лишь ощущение времени осталось. Вот только отсутствие часов не исключает долгое, и нудное совещание.
Ладно, когда Устав был доведен до сведения всех тысяцких и ряда витязей-братьев. Но после началось обсуждение. Так всегда бывает в начале пути, когда еще мало чего понятно, вопросов оказалось масса. Вот как реагировать, если против тебя окрысился брат по Братству?
И не нужно отделываться, отговариваться тем, что это не возможно. Все мы люди и от того, что стали называться Братством и дали очередную клятву, мы не перестали оставаться человеками. А, как известно, нам хомо сапиенсам, свойственны ошибки, часто алчность, зависть и многие другие пороки, неискоренимые даже верой в Бога.
Был на этой встрече и Вышата. Он несколько раз кинул на меня свой взгляд, замешанный на злобе и с невысказанными вслух вопросами, но более никак себя не проявлял.
Не успел я совершить акт возмездия этому казнокраду, которого, по не до конца мне понятным причинам, князь прощает. Ну и пусть он почти что все украденное и зарытое на границе Леса и Степи вернул в Братство. В том числе и за эти деньги сейчас быстро возводится деревяная крепость, где будут проживать князь, Боромир, да Никифор. Ну я еще как-то понимаю тот момент, что Вышата в дружине Ивана Ростиславовича уже давно. Но все равно, нужно было еще подольше промурыжить Вышату и не в десятниках, а в рядовых.
Ошибку князя собрался исправлять я, причем радикально и навсегда. В этом я привлек Спиридона. Не для исполнения замысла, а для того, чтобы собрать информацию. Да, дьячок сильно сопротивлялся, долго отказывал мне в просьбе. И я, было дело, уже задумывался о том, чтобы отправить Спирку подальше от себя. Если не хочет быть моим человеком, то я обойдусь без него. Обещал же митрополит прислать священников, ну так построю на своих землях самую красивую церковь, пусть она ждет своего хозяина. А Спиридона напугал тем, что он к Вышате отправится.
Конечно, рукоположенный священник будет уместным даже рядом с княжескими хоромами, но Спиридон и сам ко мне привязался, да и окучивает он Ефросинью, дочку кузнеца Маски, христианку, между прочим. Так что ничего не мешает Спирке жениться на ней, кроме того, что кузнец пока против. И в этом деле без моего вмешательства, не может благополучно срастить. Так что согласился влюбленный Спиридон работать так, как я от него это жду.
Уже через день я знал о Вышате если не все, то многое. Его люди приезжали на мои земли в церковь. Вышата, судя по тому, что я узнал, — похотливое животное, но чистоплотное, чего не отнять. Раньше, чем построить себе новый дом, он приказал сложить мыльню. Ну и ходит туда чуть ли не через день. А еще Вышата понял, куда пропали его люди и, вероятно, планирует свой удар. Частью это хорошо, так как мой противник так же старается действовать без участия воеводы-князя.
Как все это узнано? Исповедь. Именно раскрывать ее тайну противился Спиридон. Да он и сейчас не распространяется о совершенных грехах его паствы. Но я смог убедить дьячка в том, что озвучивание мненекоторых тайн способствует профилактикигрехопадения, ну и тому, что я, единственный, кто может спокойно разговаривать с Маской, стану сватом Спирки.
— Если кто совершит деяние, недостойное Братства, то воевода выгоняет того, а все имущество изымается. Но братья могут спасти такого, если все пять тясяцких выступят с защиту обвиняемого, — Иван Ростиславович читал очередное правило из Устава.
Я все это знал наизусть, так как частью и составлял. Лишь некоторые формулировки сменил Климент, но митрополит далеко, с ним не поспоришь, так что принимали мы Устав в редакции Климента Смолятича. Я не претендую на звание главного редактора. Может и стоило, но начни я об этом сейчас говорить, так братья подумают, что это слишком нагло, не поверят.
— И нынче же обращаться ко всем «брат», и не сквернословить, — заканчивал свое выступление князя, а последнее замечание Ивана Ростиславовича выглядело, как-будто в школе будущего классный руководитель отчитывает учеников за маты.
Я уже собирался уходить, лишь думал переговорить с Глебом о доставки с его мест, но меня одернул Боромир.
— Брат Влад… непривычно так говорить… князь тебя к себе зовет, — сказал бывший старший сотник, а сейчас младший воевода-брат, заместитель Ивана Ростиславовича в Братстве.
Воевода уже вполне пользовался своим статусом и не было столь масштабной стройки, как тут, в крепости. За полтора месяца, используя труд не менее, чем сотни человек, которых должны были предоставлять все тысяцкие, а тогда еще полусотники, была возведена крепость, которую скорее можно было назвать острогом, фортом, так как очень сильно был похож на тот комплекс, который в Америке был, форт Росс. Внутри построены амбары, терем, пусть и относительно скромный, в два этажа и на комнат семь, не больше, ну и несколько домов с казармой — длинным домом-общежитием.
Я так же отдал свою долю сюзерену, как я воспринимал князя. Так что в амбарах хранилось и зерно, выращенное на моих землях.
— Ты звал меня, воевода-брат? — спросил я, а князь чуть поморщился.
Князя братом называю! Он морщиться, а мне смешно. Как-то это наивно назваться «братьями», но так написано в Уставе.
— Ты отправлял Богояру-предателю письмо? — строгим голосом спрашивал князь.
— Да, — скупо ответил я.
— Кто дозволил? Ты сам клятву дал мне и говорил, что не станешь знаться с отцом! — начал кричать Иван Ростиславович.
Я молчал, ждал, когда он выговориться, сбавит эмоции, чтобы можно было сказать и быть услышанным.
— Не молчи! — потребовал князь-воевода.
— Да, я писал ему, чтобы соли прислал. Он передо мной грехи свои замаливает, вот откупиться решил. Если все же решил, конечно, так как я не знаю, ответа, — сказал я.
— Прислал он поезд из шестнадцати возов. Видать, богатые дары, сразу много грехов замаливающие, — сказал Иван Ростиславович, встал со своего большого стула и начал ходить взад-вперед.
— Воевода-брат, разве я не прав, что с лихой овцы, хоть шерсти клок? Я не собраюсь бежать к нему и все клятвы чту. А мне, да и тебе соль нужна, — сказал я, радуясь такому подарку.
— Это ты красно сказал про овцу, — усмехнулся князь, но сдержанной улыбкой, словно был сильно озадачен чем-то.
Если есть в этом поезде соль, то можно к зиме еще лучше подготовится. А я писал Богояру именно о соли. Груздей и рыжиков насолим, в озере еще успеем рыбы наловить и насушить. В Нерли есть рыба, но ее, на своем участке реки, я трогать пока не думаю, после всех переселенцев, рыбы стало меньше, пусть размножаться.
— Степан Кучка… — сказал воевода и замолчал.
— Говори, воевода-брат, прошу, не томи! — сказал я, понимая, что с этим обозом что-то неладно.
— Через его земли в Кучково идет дорога, там и перехватил боярин обоз. Нынче спрашивает меня, не соглашусь ли я выслушать его, приехать к нему… Коли сговоримся, так обоз отдаст. Сие вызов, обида. Но как отвечать на ее боярину Кучке, учинить войну с Юрием Владимировичем? — говорил князь, и мне, наконец, стало понятно, почему он такой озадаченный.
Боярин Кучка, через чьи земли проходят многие пути в Ростовскую Землю, задержал обоз, МОЙ обоз. Теперь этот деятель собирается шантажом склонять воеводу, то есть Братство, к грязным боярским делишкам. Скинуть Юрия хочет? Весьма возможно. Что-то я такое в будущем читал о конфликте Кучки и Долгорукого. И сейчас вижу, что боярин сильно строптивый, а Юрий сильно властный. Тут кто-то должен умереть. И я пока не решил кто.
— Боярин Кучка склоняет тебя побить Юрия? — удивленно спросил я.
— Юрий уходит ратиться с Ростиславом Рязанским и его сыном Глебом Ростиславовичем. Муроско-рязянцевподдерживают половцы. И тут мы за Юрия, но в поход пойдет половина от Братства. А в это время бояре, как я думаю, власть хотят взять в Ростове. Вот, Кучка и хочет, чтобы вторая наша половина и не вмешивалась, — сказал князь-воевода Братства.
— Дай время воевода-брат подумать, что сделать тут можно. Одно скажу, что своего нельзя отдавать. Я могу поделиться, но я не могу отдать, убоявшись силы, — сказал я, уже готовый хоть сегодня сжечь Кучково.
Москву в будущем любил, но, уверен она будет, даже если боярина Кучку убить раньше, чем в иной реальности.
— Добром никак? — спросил я, скорее себя, размышляя.
— Только если идти на условия Кучки. Я не могу допустить этого. Мы Братство Андрея Первозванного, у нас сила на полтысячи воинов, нами понукать нельзя! — сказал князь.
Что-то все навалилось. Письмо еще пришло от Арона, отца Рахиль. Просит он меня отправиться к половцам с выкупом. Тут еще война с Муромом. Нужно налаживать производство и металлообработку, начинать посевную озимых. Что еще? Все я перечислил? А, нет, еще Вышата! Вот теперь, вроде бы все.
— Не оружием, воевода-брат, мы убьем Кучку, а словом, — сказал я, когда голову посетила интересная идея. — Ты только не говори о нашем разговоре, прошу тебя.
Почему бы Братству не быть хитрыми и изворотливыми, какими в будущем могут стать иезуиты? Зачем идти только прямыми, силовыми путями?
...
===
Глава 12
— Готовы мужики? — я оглядел своих подельников.
Ответом стали короткие кивки и полная решимость во взгляде.
— Что делать вы знаете, — я натянул на свое лицо подобие маски, измазанную в саже ткань. — Выступаем.
Если делать то, чего от тебя никто не ждет, то, что не может уложиться в систему мировоззрения, координат, других людей, тогда все получится, даже самые смелые и фантастические планы способны реализоваться.
Кто может подумать о том, что где-то рядом есть люди, одетые в черные одежды, с натянутыми на лица материями? Эти «русские ниндзя» передвигаются даже несколько комично. Увидит какой воин этаких попрыгунчиков, так и со смеху помрет. Может именно в этом и был у нас смысл, рассмешить до смерти воинов Вышаты?
Нет, смех тут не уместен. Где есть смерть, веселье быть не может.
Мы шли убивать.
Приходилось играть на опережение, так как Вышата, воспринимаемый мной скорее, как заноза, нежели серьезный противник, вновь решил гадить. Судя по оперативным данным, скоро должны были случиться пожары в деревнях, которые на моей земле, в моих селениях. Расчет у моего оппонента циничный и простой — оставить без жилья людей на моих землях в преддверье зимы. Умысел коварный. Вышата хочет моего фиаско, чтобы в итоге я казался никудышним хозяином. И на этом пути его не сильно заботят судьбы людей.
Но, главное, чего хотел добиться Вышата, это сожжение кузни, которая, наконец отстроена в соответствии с требованиями Маски, а так же моим видением того, как должна выглядеть перспективная кузнечная мастерская. Даже со стороны, без возможности проникнуть внутрь огороженного пространства, масштаб мастерской должен впечатлять.
И вот только за то, что кто-то хочет разрушить эти строения, давшиеся большим трудом и психологическим напряжением, за одну только мысль о пожаре в кузнеце, я готов убивать.
И это не метафора.
Мастерская — это более половины десятины площади земли, что только за малым меньше гектара, на этом пространстве расположились два амбара, три штюкофена-домны, две ковальни, помещения для ковки ну и еще немало чего. Оставили так же место для водяного колеса, которое пока еще не до конца придумано. Точнее, я придумал, как оно должно выглядеть и работать, но как к этому механизму примостить лемех, оказалось задачкой.
Так что было за что воевать и за что убивать плохих людей. Вышата — плохой, это уже без каких скидок даже на эпоху. Вот и сейчас он, со своими двумя прихлебателями, пользует девок в мыльне. Каждая, или почти каждая, женщина на его землях должна пройти вот такое вот унижение. Может и какой график имеется.
— Может дождемся, когда девы выйдут? — прошептал Боброк, когда мы уже расположились в пожухлой траве, рядом с мыльней-баней.
— Дождемся, — отвечал я своему подельнику.
Правда, я не уточнял, почему именно мы дождемся ухода девиц из бани. Не ради гуманизма и человеколюбия, а потому что три девчонки просто могут помешать сделать то, для чего мы сюда пришли, а частью, так и приползли. Пусть мыльня, которую построили для Вышаты, и большая, но все равно для шести человек, там места маловато.
Если ворваться во внутрь и начать истребление тех, кто сейчас предается грехопадению в мыльне, будет слишком много суеты, в которой двое бойцов, то есть мы с Боброком, будут поставлены в крайне затруднительное положение. А еще девицы могут начать кричать и к мыльне прибежит еще кто-то. Нет, остается ждать. И мы ждали.
В операции участвовали три человека: я, Боброк и Лис. Последний оставался у коновязи в укрытии и должен был прикрывать наш отход. Выбор исполнителей был связан с более дружественными отношениями между нами. Еще когда-то в бою они пошли за мной, и сейчас у меня не было даже повода сомневаться в лояльности бывших новиков.
Кроме того, именно новиков я готовил еще и дополнительно, преподавая им науку диверсантов, ну и, как гончар лепит свое керамическое изделие, я создавал свой диверсионный отряд. Из трудолюбивых, готовых психологически к любой схватке, при достойной физической форме, не так тяжело и взращивать «подлых» воинов. Хорошо, что в эту эпоху не так, чтобы и сильно развито понятие чести и почти любая военная хитрость — это лихость, принимаемая в обществе воинов.
— Вышата, почему ты не хочешь просто убить этого выскочку? — слушал я разговор, стоя под небольшим оконцем, откуда валил дым. — Понятно же, Горло и Никодима убил он.
— Сделать подло сложно, при нем часто ратники, да и сам он… А при ином способе, мне нужно было признаться князю Ивану в том, что я послал своих людей снасильничать полюбовницу Влада. Нельзя князя в это вовлекать, — отвечал Вышата. — Это наше с ним дело. И я бы вызвал его на Круг, если бы не наше Братство. До сих пор не могу понять, зачем оно.
— Нам не нужно Братство. Вон, в твою сотню пришли иноки… Не девок не помять при них, ни слова дургого не сказать… Ты не отвлекайся, чухня, продолжай ублажать, а то голову подняла! — говорил еще один голос.
Нужно будет после найти этих девиц, которые сейчас ублажают Вышату и его приближенных. Думаю, что они столько интересного и полезного расскажут, что заслужат и переселение на мои земли с полным пенсионом и шансом на замужество.
— Пошли вон! — прокричал Вышата.
Видимо что-то не то сделала девица низкой социальной ответственности. Вот бы откусила ему чего там…
— Приготовься! — скомандовал я, чуть ли не сращиваясь с землей, падая на живот и пряча голову.
Наша одежда была покрашена углем в черный цвет, земли тут темные, не песчаные, ночь так же темная, небо облачное, так что достаточно было только лечь и стать незамеченным. Это мы и сделали, когда из мыльни выбегали девицы. Внутренний подросток очень хотел приподнять голову, чтобы обозреть голые женские тела, но я сдержался.
— Ждем! — сказал я, когда девицы уже удалялись и я все же позволил себе посмотреть им вслед.
Толстушки… Не мой типаж.
Прошла еще минута, когда я, достав кистень, где вместо железного ударного груза, яблока, был мешочек с песком, встал в полный рост возле двери, рядом, по пока спиной ко входу и контролируя направление к ближайшим домам, стоял Боброк. Но узнать нас было невозможно, пусть мой рост и был сильно демаскирующим фактором. Все тело, кроме глаз у нас было спрятано под материей.
Я стоял еще, наверное, с минуту, слушал разговоры. Уже почти мертвецы стали обсуждать девиц, которые только что решали их сексуальные проблемы. Они наперебой хвастались своими успехами, а я по головам определял месторасположение каждого из трех. То же самое должен был делать и Боброк.
— Тот, что у оконца дальнего твой, сразу делаешь шаг право и три шага вперед, там твой враг, мои два других, — сказал я шепотом и резко открыл дверь.
Мы влетали во внутрь, как два урагана, трое воинов, наших противников, бывших сейчас голыми, безоружными и обескураженными, ничего не успели противопоставить нашему напору и внезапности. Первым ударом кистеня я вышиб дух из Вышаты, несмотря на то, что удобнее было сперва расправиться с другим противником. Но именно Вышата был наиболее опасным из этой тройки.
— Кто вы? Убью! — успел прорычать последний почти мертвец, пока и в его голову не прилетел мешочек с песком.
Боброк расправился со своим противником еще раньше. Почему так, только лишь вырубили Вышату и его людей? Можно же было заколоть, меньше мороки? Но я не мог допустить того, чтобы вместо несчастного случая появилась и другая версия, связанная с убийством. И пусть я переоцениваю и местные традиции расследования преступлений, как и вовсе стремление их проводить. Однако, на костяках, если они останутся после пожара, можно было бы увидеть повреждения костей от ударов мечом, или топором. Ну а об наших противоречиях с Вышатой знают все.
— Давай смолу! — сказал я и Боброк, сперва осторожно приоткрыв дверцу мыльни и убедившись, что рядом нет никого, шмыгнул за дверь.
Нам сильно везло в том плане, что мыльни-бани было принято ставить всегда в стороне от жилых построек. Зачем, не особо понятно, может как раз для разврата. Так что до ближайшего дома от мыльни Вышаты было где-то около ста метров.
Боброк принес немного смолы, ну а я стал раскидывать камни, внутри которых был огонь, еще мы кинули в сторонку сыроватый хворост, чтобы было больше угарного газа.
Уже через час мы шли на конях по кромке леса, переодевшись в доспехи. Мыльня успеха сгореть, а находящиеся внутри ее люди, умереть. Далеко не сразу прибежали люди тушить мыльню, да и сильно поздно было, явно за полночь, так что многие спали. Дверь мы не подпирали, это было бы слишком демаскирующе.
Но не сразу мы с Боброком ушли, держали, спрятавшись в кустах, дверь на прицеле. Я из арбалета, мой напарник с луком. Если бы кто-то все же вышел из мыльни, пришлось бы стрелять. В подобном стечении обстоятельств было бы очень много сложностей, случилась бы и погоня, но лучше так, и потом уйти в несознанку, все отрицать, чем допустить прямых свидетелей. Но обошлось и мы скоро, как только обрушилась крыша мыльни и стало понятно, что в таких условиях никто не выживет, сперва ползком, а после и в полный рост, уходили с места осуществления возмездия.
— Нынче мы повязаны грехом, — сказал Боброк, когда мы остановились в лесу и разожгли костер.
— Местью повязаны, — поправил я своего напарника. — А еще это была тренировка. Теперь вы увидели, что можно делать, когда владеешь тайным умением прятаться и сражаться.
— Зайти в стан врага так же будет сложно, — высказался Лис.
— А много выставляли мы дозоров, когда шли от Берлады в Киев? Или только тогда, как прознали о половцев рядом? — задавал я наводящие вопросы. — Вот так мы могли бы ночью и в нашем лагере пробраться к шатру князя.
Говорить о случившемся особо не хотелось ни мне, ни моим напарникам. Так что за костром, жаря на палочках сало, мы так просидели еще часа два за разговорами и обсуждением того, когда Боброк решится, наконец, заслать сватов к старосте, дабы тот отдал ему свою младшую дочку Алену, на которую запал десятник Боброк.
— Все, разъезжаемся, я к кузнецу Маске, — сказал я, когда мы уже вышли к нашим деревням. — Вечером жду вас двоих, нужно обсудить отправку к половцам с выкупом за Ирину.
Боброк кивнул и направил своего коня в сторону деревни местных, я же поскакал чуть в сторону, в деревню беженцев, там и была наша кузнечная мастерская.
Я не мог самостоятельно ехать вызволять Рахиль, пусть от воспоминаний о ней у меня до сих пор присутствует некоторое помутнение сознания, которое, правда проходит после общения с Мартой, но после попытки ее изнасиловать моя домработница не сразу смогла со мной лечь. Так что воспоминания о Рахиль оставались во мне, но ехать я все равно не мог.
Идет период моего становления, создания экономической базы для будущих шагов вперед. К сожалению, не получается лишь сказать, поручить, обозначить проблему и быть уверенным, что все удастся, решиться. Сколько мы искали способ искусственного оплодотворения?.. Я даже не хочу вспоминать эти моменты, когда подсовывали возбужденным коням некое изделие из соломы, но те, своими возбужденными агрегатами ломали всю конструкцию и сшибали с ног осеменатора-селянина. Ничего, и это преодолели и уже трех коров от одного быка оплодотворили, как и некоторых лошадей.
И так во всем, приходится присутствовать почти на каждом процессе. Во-первых, чтобы понимать, как это тут, в этом времени, делается, например помол муки, неизменно грубый и некачественный; во-вторых, когда я вижу процесс, то могу лучше понять, что можно сделать для его улучшения. Или не понимаю сразу, но долго думаю, вспоминая то, как предки решали проблемы, которые стоят и перед нами.
События могли пойти вскачь и я опасался того, что не успею многое сделать, показать, построить и создать. Придется уходить, оставлять свои земли. И как славно было бы вернуться, а тут хозяйство уже на совершенно новом уровне. Поэтому максимум работы, новшеств и их апробация.
— Что, Асан, не забил тебя еще Маска до смерти? Работаешь справно? — спросил я у отрока-ученика кузнеца.
— Мастер мудр и добрый! И я работаю, — отвечал Асан, вызывая у меня смех.
Это Маска добрый? Да его боятся все беженцы, причем даже те, кто участвует в ополчении и отважно держит пику, когда на тренировках и учениях на него накатывается тяжелая конница. Маска решает все вопросы поединками и избил уже с пяток моих людей. Да, все и беженцы и местные — это мои люди. Я уже ощущаю ответственность за всех поселенцев. Наверное, я неплохой феодал.
— Что? Сотник, пришел вновь бить меня? Мало было тебе в прошлый раз? — в кожаном фартуке на голое тело, из кузни вышел Маска.
— В последний раз ты только задел меня, кузнец, но снова был бит. Сколько еще я должен раз тебя ударить, чтобы ты успокоился? — спрашивал я могучего кузнеца, улыбаясь.
Интересный он все же мужик. Поставил вопрос силы на первое место в системе своего мировоззрения и общения. Так как равных себе найти не может, так и остается одиночкой. Социопат, который никак не освоится в обществе. Как только жену себе нашел? Тоже после поединка? Она его избила, а он и влюбился? Хотя жена Маски казалась хрупкой и улыбчивой женщиной, но мало ли какими кунфу владеет.
— Ну? Где она? — спросил я.
— Он, или Она? — вопросом на вопрос отвечал кузнец.
Иной бы и не понял о чем идет речь, но для меня все ясно: Маска спрашивает, что именно я хотел бы посмотреть в первую очередь, плуг или косу.
— Давай ее, — усмехнулся я. — Женщине нужно уступать.
— Да? Зачем ей уступать? Что же ты за муж, который уступает жене? — говорил Маска, при этом сам прятал глаза, не смея посмотреть на свою жену, Евпраксию.
А она вышла во двор, наверное, чтобы полюбоваться на своего мужа-гиганта, который сейчас с голой задницей красовался в центре двора. Но это их сексуальные фантазии, меня нынче заботило иное.
И вот мне вынесли ее — залог того, что скотина наша будет множится и оставаться сытой. Коса-литвинка, привычная моему глазу, была очень похожа на тот инструмент, которым повсеместно пользовались на селе, пока в обиход не вошли триммеры.
Я знал историю развития сельского хозяйства на Руси, пусть и не так, как хотелось бы, но не совсем уж был и остаюсь дремучим в этом отношении человеком. Знал я и о том, что до Петра Великого в иной реальности, урожай собирали серпами. Ими же и собирали корма для скотины на зиму. Продуктивность косы-литвинки не идет ни в какое сравнение с серпом. Это замена сразу пятерых, может и большего количества работников.
А еще… Я помнил из истории неких «косинеров», так звали крестьян-бунтовщиков в Литве. Стоит лезвие косы чуть подправить и все — это вполне себе по местным меркам оружие. Так что получалось универсальное изделие, которое и хозяйство поставит на новый уровень и даст возможность крестьянину отмахаться от разбойников. Вряд ли можно рассматривать косинеров, как серьезную военную силу, но какой-нибудь разбойничий сброд поостережется нападать на крестьянина с таким оружием.
— Показывай, тысяцкий, как с ентим работать справно! — сказал Маска, указывая на один из углов огороженной территории мастерской, где росла трава.
Можно было бы сказать, что не по чину мне косой махать. Но я и сам хотел попробовать косу на предмет эффективного использования. Не сказать, что я профессиональный косарь… косец. Однако, принцип помнить доложен. И все равно дважды косу воткнул в землю, но и быстро выкосил где-то десять квадратов травы.
— Лихо, — задумчиво сказал Маска. — Дорого их ладить, долго железо лить, но лихо выходит.
— Три серпа — это уже коса. А она заменит и пятерых селян, — заметил я.
— Сколь заплатишь за каждую? — спросил Маска, да и Асан навострил уши.
— Пулпуда овса дам, — сказал я. — Это пока, после, когда все узнают про такое орудие, сговоримся снова.
— Побойся Бога! — начал торговаться Маска, но ему не удалось скрыть своего удовлетворения.
— Какого Бога? Я только своего Бога Христа и боюсь, а ты какого? — спросил я, чем заставил брови кузнеца нахмуриться.
На самом деле, я и вовсе не хотел платить Маске. Хотел наладить работу по иному принципу: восемь изделий мне, два ему, ну и пусть продает кому и как хочет, хоть и мне отдает косы и все что сделает за еду. Кузнец, несмотря на свою строптивость и гневный характер, умный человек, согласится на такие условия.
Во-первых, это мои идеи, за которые любой мастер, когда увидел бы перспективы изделия, сам платить стал. Во-вторых, Маска теперь только кует, не отвлекается на восемьдесят процентов работы, из чего состоит весь процесс металлообработки. Три бурта с углем уже были подготовленными, когда порубленное дерево складывали в ямку и курганом, и сверху наваливали дерном с землей. Это все поджигалось и оно медленно тлело. Таким образом, через неделю, или чуть позже, бурт открывали и там получался хороший древесный уголь, причем, в промышленных масштабах.
Было и в-третьих, — кузнецу не было никакой нужды собирать лимонит. За очень небольшую плату болотную руду приносили подростки, причем, и местные и беженцы, порой и не с моих земель. Так что и руда была. Пусть и болотная, но в достатке. В следующем году я рассчитывал переместить локацию для металлургии, попробовать использовать руду по-лучше. Знал я место не так далеко отсюда.
— А вот и он! — сказал Маска, а его ученик вытащил из кузни плуг.
Я увидел соху, оббитую железом, самое главное не с сошниками, а с цельнометаллическими обрезами, крыльями, лемехом. И пусть металл, скорее всего, не лучшего качества, пока мне сложно это оценить, но орудие труда, что я лицезрел, заставляло улыбаться и смотреть в будущее чуточку оптимистичнее. Плуг — это был первый плуг, который я увидел в этом времени, но говорят, что он на Руси есть.
— Колеса приделаем, хорошо будет, — сказал я, осматривая прогрессивное орудие труда.
===
Глава 13
Работы кипели полным ходом. Озимые высаживались, дрова заготавливались, рыба с мясом солились. Я потратил десять гривен и все-таки купил дорогую соль в Ростове.
— Ну а чего ты хошь? Зима на носу! — объяснял торговец.
Я почти не спорил и не торговался, перед зимой так и должно происходить, чтобы такие как я хозяева-перестраховщики покупали «белое золото» за дорого, но имели на зимних столах чуть больше калорий.
Плуг… Сломался. Такая засада была, что я чуть не отправился к кузнецу Маске, чтобы в очередной раз набить ему морду. Отвалился лемех, треснул и отвалился, а еще дважды до этого чинили деревянные колеса плуга. Может потому, что Крати решил использовать это орудие труда для того, чтобы разработать целинные земли, ну также и потому, что железо оставляло желать лучшего. Однако, факт.
— Мда, — помню, как Маска, узнав про плуг, остервенело макушку зачесал. — Раз такое дело, велю своему ученику — быстро поправит!
Несмотря на обещание кузнеца, осадочек у меня остался.
А разве может все быть безоблачно? Могут ли изделия, которые впервые сделаны, вдруг, стать прочными и безупречными? Конечно, нет. Тут вопросы эксплуатации, наладки технологий, без таких вот ситуаций никуда не деться. Может следующие изделия будут более практичными.
Тем не менее, так лихо взялись за посев озимых, что уже через три дня большая часть работы была сделана. Если правильно организовать большое количество людей, все спорится и делается быстро. А толпой, оно как известно, и батьку добре бить.
Закончилось строительство и моего острога. Вернее, первый этап этого обустройства укрепленного места. Это не та крепость, о которой можно мечтать и пить в спокойствии меда, даже если враг под стенами. Ров небольшой, метра полтора, вал примерно такой же. Высота стен вокруг моей усадьбы была в метра три. В случае чего, на стенах будет не удобно воевать, так как те леса, что приставлены к внутренней части стены оставляли желать лучшего и при большом количестве защитников на них, как бы не рухнули. Но это было место, куда можно сбежать, в случае чего.
После акции с Вышатой меня не дергали неделю, даже восемь дней. Отчего я сделал вывод, что все прошло удачно и убийство, как версия случившегося, не рассматривается. Мало ли… неаккуратное обращение с огнем, оно такое…
Несколько душила жаба, что мы не забрали вещи главных воинов вышатинской сотни. У самого Вышатыбыл булатный меч, но слишком приметный, чтобы не быть узнанным. Кольчуги хорошие… Да я и сапоги бы прибрал к рукам, но, нет, не помародерили.
А вот на девятый день после того, как сгорел Вышатас подельниками, и выпал первый снежок, который пусть и сразу же растаял, но явился предвестником зимы, меня вызвал к себе князь-воевода.
— Что знаешь про погибель Вышаты? — спросил Иван Ростиславович, когда я прибыл к нему.
— Угорел. Или еще что-то должен знать? — отвечал я.
— Ну-ну… Вовремя для тебя он угорел. Знал ли ты, что Вышата думал чинить тебе вред? Поля, да дома поджигать? — разговор стал напоминать допрос.
— Догадывался, воевода-брат, — ответил я, стараясь казаться искренним.
— Может то и кара Божия. Коли мы Братство, то и помыслы наши должны быть благими, — сказал князь и перекрестился.
Кстати, я что-то давно не слышал про упоминание Грозного Батьки Перуна. Может все прониклись христианством? Ладно не слышал, так за последнее время видел только несколько ленточек на деревьях, а по четвергам, в Перунов день, воины не уходили в лес, чтобы там поклониться идолу, пусть истукан, насколько я знаю, все еще на одной из полянок и стоит.
— Читай! — резко сменил и тему разговора князь и тон.
Иван Ростиславович стал предельно серьезным, даже суровым. Вопросы ранее он задавал мне с несколько отрешенным видом, не ожидая услышать что-то важное, а вот плохо выделанный лист пергамента передал ожидая четких ответов.
Я стал читать. Хотя, зачем? Исправить написанное уже не получится. Если бы воевода хотел согласовать со мной текст, но нужно было для этого использовать восковую табличку, ну или хотя бы бересту. А такой дорогой писчий материал, как пергамент, пусть и качеством не лучшим, уже не выбросишь.
— А как ты, воевода-брат, думал отдать эту грамоту князю Юрию Владимировичу? — спросил я.
На пергаменте было написано о том, что князь Муромский Ростислав указывает ростовским боярам, тут фигурировало только одно конкретное имя Степана Ивановича Кучки, выступать, как только князь Ростовский узнает, что муромско-рязанско-половецкие силы перешли в наступление.
— Советуй! — нехотя, чуть скривившись, сказал князь-воевода. — Боромир говорит о том, что подкинуть нужно сие.
— Мудр младший воевода-брат. Я так же считаю, — сказал я, думая, как лучше донести до князя Юрия такую вот крамолу на Кучку.
— Не хотел я подобное чинить, но боярин тот сильно наглый и не почитает меня, как должно почитать Воеводу Братства нашего. Изнова прислал Кучка грамоту, а к ней полпуда соли. Писал, что много есть ее, остается только скинуть Юрия, — говорил князь-воевода.
Замысле Кучки и тех бояр, которые «кучкуются» рядом с ним, был амбициозным.
...
Читать дальше ...
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Источники :
Слушать - https://q1.afantastic.org/16463-valeriy-gurov-griden-2-poisk-puti.html
https://author.today/reader/385509
https://open-lib.ru/priklyucheniya/griden-2-poisk-puti/
https://mybook.ru/series/griden/
https://kartaslov.ru/книги/Валерий_Гуров_Гридень_2_Поиск_пути/2
https://in.bubooker.vip/knigi_griden-2.-poisk-puti_1100100000111010011010111
https://knigi.ebooker.online/book/44413482-kniga-griden-2.-poisk-puti
https://electrobook.ru/istoricheskie/griden-2-poisk-puti/
https://rbook.club/book/57149316/
***
***
***
***
https://knigi.ebooker.online/book/44219772-kniga-griden.-nachalo 
===
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
---
ПОДЕЛИТЬСЯ
---

---
---

---
---
Фотоистория в папках № 1
002 ВРЕМЕНА ГОДА
003 Шахматы
004 ФОТОГРАФИИ МОИХ ДРУЗЕЙ
005 ПРИРОДА
006 ЖИВОПИСЬ
007 ТЕКСТЫ. КНИГИ
008 Фото из ИНТЕРНЕТА
009 На Я.Ру с... 10 августа 2009 года
010 ТУРИЗМ
011 ПОХОДЫ
012 Точки на карте
014 ВЕЛОТУРИЗМ
015 НА ЯХТЕ
017 На ЯСЕНСКОЙ косе
018 ГОРНЫЕ походы
Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001
---
КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК. А.С.Пушкин
---
Встреча с ангелом
---
Ордер на убийство
Холодная кровь
Туманность
Солярис
Хижина.
А. П. Чехов. Месть.
Дюна 460
Обитаемый остров
О книге -
На празднике
Поэт Зайцев
Художник Тилькиев
Солдатская песнь
Шахматы в...
Обучение
Планета Земля...
Разные разности
Новости
Из свежих новостей
***
***
|