Главная » 2023 » Февраль » 5 » tavreli таврели (русские шахматы)
14:34
tavreli таврели (русские шахматы)

***

***

***

***

В. ИВАНОВСКИЙ
О. СВИРИН
Русские шахматы
таврели
Москва 2011

***

Дорогие друзья!
Я рад возможности представить вам древнюю русскую игру — таврели
(русские шахматы). Судя по находкам археологов, эту игру придумали
наши далекие предки. И сейчас, после веков забвения, она начинает вновь
распространяться в России, благодаря усилиям многих энтузиастов.
Русские шахматы лишь на первый взгляд напоминают традиционные
(индийские) шахматы, поскольку возможность создавать ударную силу,
формируя башни, в корне меняет суть стратегии и тактики игры.
Насколько я могу судить, таврели на порядок сложнее индийских шахмат
по набору различных приемов. Эта игра очень динамична, ведь ратники
(пешки) приобретают сокрушительную силу, когда на них ставятся
более сильные фигуры. Практически в один ход скромный ратник может
возвыситься до всемогущего князя (ферзя).
Думаю, что русские шахматы очень скоро найдут многих поклонников
не только в России, но во всем мире.

Многократный чемпион мира
по шахматам
Вице-президент
Федерации по русским шахматам
Анатолий Карпов

---

  История
История русских шахмат, которые назывались таврелями (от «тавро» — клеймо, изображение), уходит корнями в глубокую древность, во времена дохристианской Руси и переплетается с мифологией, верованиями и прикладным искусством древних славян.
По данным Института археологии Академии наук, за две с половиной тысячи лет до Р.Х. Русскую равнину населяли племена так называемой «катакомбной культуры». Кроме останков человека и животных, различных каменных, глиняных и бронзовых предметов, в многочисленных захоронениях в бассейне реки Северный Донец найдены самые настоящие игральные
кости в виде кубиков и ромбиков с непонятными цифрами и значками
Кость слоновая, жемчуг скатен, бел,
Доски шахматны с тавлеями,
А тавлеи-то чиста золота.
Словно жар горят...!

«Садко», былина

***

***

***

  tavreli на Яндекс- Диске -     https://disk.yandex.ru/i/hxiPiVzyffxm0g   

--- Смотри   tavreli на Яндекс-Диске

 Смотри tavreli на Яндекс- Диске

   https://yadi.sk/i/hxiPiVzyffxm0g

***

***

О правилах таврелей

Согласно летописи, Рюрик умер в 859 г.,

оставив сына, которого звали Игорь,

по-скандинавски Ингвар, т.е. «младший»

Поскольку Игорь, но словам летописца,

был «детескъ вельми» (очень мал), ио

смерти Рюрика власть принял воевода по

имени Хелги , то есть Олег.

Л,Н. Гумилев. 0т Руса до России

Следует отметить, что современные таврели нельзя считать абсолютно достоверной реконструкцией древней игры. Они объединяют в себе элементы правил столбовых шашек, игры Тамерлана, чатуранги с ее фигурами индийских шахмат и игральным кубиком. Устроители первого турнира по русским шахматам использовали старорусские названия таврелей и солнечную арийскую символику в качестве обозначений. Тогда же был внесен ряд дополнений в правила, что значительно обогатило первоначальную версию игры.

* Хелги — самая сильная фигура русских шахмат, сочетающая в себе возможности князя и всадника.

Ею одной можно поставить мат волхву.

16

---

 Любопытен и гуманен сам принцип игры в русские шахматы: если в классических шахматах фигуры «убивают» друг друга и снимаются с доски, то здесь — берутся в плен и по ходу игры могут быть освобождены. Все фигуры до конца партии остаются на шахматной доске. Если действие индийских шахмат развивается на плоскости, то таврели заставляют игрока мыслить в трехмерном пространстве (приходится учитывать и положение фигур в башнях). Словом, русские шахматы есть не что иное, как столбовые шахматы, шахматы в пространстве, трехмерные шахматы.

***

***  

Правила игры

1 Характер и цели игры.

1.1 Партия в русские шахматы играется между двумя партнерами, поочередно перемещающими таврели (фигуры) на квадратной игровой доске – тавлсс. Начинает партию имеющий белые таврели. Игрок получает право очередного хода, когда его партнер ход завершил.

1.2 Ц ель игры – атаковать волхва партнера таким образом,чтобы партнер не имел никаких возможных ходов для защиты своего волхва от «пленения» на следующем ходу. В этом случае. считается, что игрок поставил мат волхву партнера и выиграл партию. Партнер, волхву которого поставлен мат, проиграл партию. Партия может окончиться ничьей в

случаях, указанных в п.п. 5.2 – 5.5.

2 Начальная позиция

2.1 Т авлея (игровая доска) состоит из 64-х равных квадратов (8x8), поочередно светлых («белые» поля) и темных («черные» поля). Она располагается, между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.

---

2.2 Восемь вертикальных рядов квадратов называются «вертикалями».

Восемь горизонтальных рядов квадратов называются «горизонталями».

Прямые линии квадратов одного и того же цвета, касающихся углами,

называются «диагоналями».

---

2.3 В начале партии каждый из игроков имеет по 16 светлых и темных таврелей (фигур) – «белые» и «черные». Эти таврели обычно обозначаются  следующими символами:

Белый волхв

Белый князь

Два белых ратоборца

Два белых лучника

Два белых всадника

Восемь белых ратников

Черный волхв

Черный князь

Два черных ратоборца

Два черных лучника

Два черных всадника

Восемь черных ратников

20

***

***

2.4 Начальная позиция таврелей в партии такова:

2.5 К аждый ратник в начале партии должен быль установлен перед той тавре-

лью, чей символ изображен на нижней и (или) боковой поверхности тавре-

ли ратника. Перед волхвом устанавливается ратник с символом хелги –

3 Ходы таврелей

3.1 Н и одна из таврелей, за исключением всадника или волхва и ратоборца

при рокировке, не может перемещаться через поле, занятое другой тав-

релью. Ни одна из таврелей в процессе партии не снимается с игровой до-

ски. Все таврели могут при своем ходе ставиться па другие таврели (свои

или партнера), образуя башни. Исключение: на волхва не может ставиться

ни одна таврель.

21

---

3.2 Б ашни могут перемещаться по правилам хода верхней таврели. Башня

может быть перемещена как полностью, так и разделяясь на две части.

При этом ее нижняя часть остается на прежнем поле и действие этой

части начинается немедленно (по правилам хода ее верхней таврели).

При дальнейшем описании ходов таврелей под термином “таврель”

подразумевается и башня, на верху которой установлена данная таврель.

3.3 К нязь ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали,

на которых он стоит.

---

3.4 Р атоборец ходит на любое поле по вертикали или горизонтали,

на которых он стоит.

---

  3.5 Лучник ходит па любое поле по диагонали, на которой(ых) он стоит.

---

3.6 Всадник ходит на одно из ближайших полей от того, на котором он

стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали. Он

не воздействует на пересекаемые им при ходе поля.

---

3.7 Р атник ходит вперед на поле, расположенное непосредственно перед

ним на той же самой вертикали и не занятое таврелью партнера.

С исходной позиции ратник может продвинуться на два поля по той же

самой вертикали, если оба эти поля свободны от таврелей партнера.

Если на этих полях находятся свои таврели, то ратник может образовать

с ними башню, занимая своим ходом верхнее положение. Ратник,

---

который уже ходил и в процессе игры вновь попал на исходное иоле

на 2-й и 7-й горизонталях соответственно для белых и черных, теряет

право продвижения вперед сразу на два поля.

Ратник ходит на поле, занимаемое таврелью партнера, которое

расположено по диагонали впереди на смежной вертикали, образуя

новую башню.

Ратник, атакующий поле, пересеченное ратником партнера, который

продвинул его с исходной позиции сразу на два поля, может образовать

с ним башню (“пленить” его), как если бы последний ход ратника

партнера был только на одно поле.

---

К огда ратник достигает самой дальней горизонтали от своей исходной

позиции, он должен быть превращен в ту таврель, перед которой он

---

стоял в исходной позиции и чей символ изображен на его нижней

и (или) боковой поверхности. Это превращение является частью того

же хода. Ратник, достигший самой дальней горизонтали в составе

башни, должен быть превращен в соответствующую таврель только

в том случае, когда он останется на поле этой горизонтали единственной

таврелыо или верхней в составе башни. Если превращенный ратник

пленяется таврелыо партнера, он вновь становится обычным ратником.

3.8 Х елги ходит на любое поле по вертикали, горизонтали и диагонали,

на которых он стоит, а также на одно из ближайших полей от того,

на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали и диагонали.

Таким образом, возможность перемещения соответствует объединенным возможностям князя и всадника.

---

3.9

Волхв может перемещаться на любое примыкающее поле, которое

не атаковано ни одной из таврелей партнера. Ходом волхва является

и рокировка – перемещение волхва и одного из ратоборцев того же

цвета по крайней горизонтали. Рокировка выполняется следующим

образом: волхв перемещается с его исходного ноля на два поля

по направлению к ратоборцу, затем ратоборец переставляется

через волхва на последнее поле, которое только что волхв пересек.

---

Р окировка становится невозможной, если волхв и ратоборец уже

ходили.

Рокировка временно невозможна:

- если поле, на котором стоит волхв, или ноле, которое он должен

пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной из

таврелей партнера;

-если между волхвом и ратоборцем, с которым производится

рокировка, на одной горизонтали находится какая-либо таврель.

Игрок не может делать ход, который оставляет или ставит своего

волхва под удар таврели партнера.

4 ВЫПОЛНЕНИЕ ХОДОВ

П ри своем ходе игрок может поправить одну или более таврелей

(или башен) на их полях при условии, что он сначала выразит свое

намерение (например, сказав “поправляю”).

В других случаях (кроме приведенного в п. 4.1), если игрок при

своем ходе умышленно касается на игровой доске одной или более

таврелей, он должен сделать ход первой тронутой таврелью.

Е сли игрок умышленно касается ратоборца, а уже затем волхва,

рокировка не разрешается (в этом случае применяется п. 4.2)

Если игрок, намеревающийся рокировать, касается волхва или волхва

и ратоборца одновременно, и рокировка в эту сторону невозможна,

29

---

игрок должен рокировать в другую сторону при условии, что эта

рокировка возможна, или же сделать ход волхвом. Если волхв не

имеет ходов, игрок свободен сделать любой возможный ход.

4.4

Если ни одна из тронутых таврелей не может пойти, игрок может

сделать любой другой ход.

4.5

Е сли партнер нарушил п. 4.2 или 4.3, игрок не может заявить об этом

после того, как он сам намеренно коснется таврели.

Если таврель отпущена на поле как возможный ход или часть

возможного хода, она не может затем пойти на другое поле.

Ход считается сделанным, когда все требования п.п. 3.1 – 3.9

выполнены.

5 ЗАКОНЧЕННАЯ ПАРТИЯ

5.1

Партия выигрывается игроком, который поставил мат волхву

партнера. Это немедленно заканчивает игру.

Партия выигрывается игроком, партнер которого заявляет, что он

сдается. Это немедленно заканчивает игру.

5.2

Партия считается закончившейся вничью, если в ответ на ход партнера

игрок не имеет никаких возможных ходов и его волхв не под шахом.

Это положение называется “патом”. Это немедленно заканчивает

игру.

---

5.3

Партия заканчивается вничью по взаимному соглашению между

игроками во время игры. Это немедленно заканчивает игру

(см. п. 9.1).

5.4

Партия может закончиться ничьей, если одинаковая позиция

возникает или возникла на игровой доске трижды (см. п. 9.2).

5.5

Партия может закончиться ничьей, если последние 50 ходов были

сделаны игроками без движения ратников и без построения новых

башен (см. п. 9.3).

ТУРНИРНЫЕ ПРАВИЛА

6 ШАХМАТНЫЕ ЧАСЫ

6.1

“Шахматные часы” – это устройство с двумя циферблатами,

соединенными друг с другом так, что в любой момент могут работать

часы только одного из партнеров.

Термин “Часы” означает показание времени на одном из двух

циферблатов.

Т ермин “Падение флажка” означает истечение выделенного времени

на обдумывание ходов.

6.2

П ри использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать

определенное число или все ходы в заданный период времени; или

при использовании электронных часов кроме основного контроля

может устанавливаться определенное дополнительное время на

каждый ход. Все это должно быть определено заранее.

31

---

Время, накопленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его

ремени на следующий период, кроме случая, когда устанавливается

время на каждый ход. Когда оба игрока получают определенное

основное время на обдумывание, а также фиксированное

дополнительное время на каждый ход, уменьшение основного

времени начинается только после того, как истекает добавочное

фиксированное время. Если игрок остановил свои часы до истечения

этого фиксированного времени, основное время не увеличивается

независимо от количества использованного добавочного времени.

6.3

К аждый циферблат имеет “флажок”. Сразу же после падения флажка

должны быть проверены требования п. 8.1.

6.4

Арбитр решает, где будут установлены шахматные часы.

6.5

К огда наступает начало игры, пускаются часы игрока, который имеет

белые таврели.

6.6

Игрок проигрывает партию, если он опаздывает на игру более чем на

один час после запланированного начала игры (если только арбитр

не решит иначе).

6.7

В течение партии игрок, сделав свой ход, должен остановить свои часы

и пустить часы партнера. Игрок должен всегда иметь возможность

остановить свои часы. Ход не считается завершенным, пока он не

выполнил эти требования, кроме хода, заканчивающего игру (см.

п.п. 5.1, 5.2 и 5.3). Время между сделанным ходом и переключением

часов считается частью времени, отведенного игроку.

32

---

Игрок должен останавливать свои часы той же рукой, которой он сделал

ход. Запрещено задерживать палец на кнопке часов или над ней.

И грокам запрещается применять излишнюю силу при переключении

часов, поднимать их или стучать по ним. Неправильное обращение

с часами должно наказываться в соответствии с п. 13.4.

6.8

Ф лажок на часах считается упавшим, когда арбитр фиксирует этот

факт или когда заявление об этом было сделано одним из партнеров.

6.9

Если игрок не сделает заданное количество ходов в отведенное

время, партия проигрывается этим игроком, кроме случаев, где

применяются п.п. 5.1, 5.2 и 5.3.

6.1

П оказания шахматных часов считаются окончательными, если только

у часов нет очевидных дефектов. Часы с очевидным дефектом должны

быть заменены. При определении времени, которое устанавливается

на новых часах, арбитр должен использовать весомые аргументы.

6.11

Если оба флажка упали и невозможно установить, какой упал первым,

партия должна быть продолжена.

6.12

Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.

И грок может остановить часы для того, чтобы обратиться за помощью

арбитра.

Арбитр принимает решение, когда партия должна быть возобновлена.

33

---

6.13

Если произойдет какое-либо нарушение и таврели должны быть

восстановлены в предшествующей нарушению позиции, арбитру

следует принять аргументированное решение, чтобы определить

время, которое должно быть установлено на часах.

6.14

Э краны, мониторы или демонстрационные шахматные доски,

показывающие позиции, ходы, их количество, а также часы на них

предназначены для зрителей. Игрок не может делать заявление на

основании этих данных.

7 НЕВОЗМОЖНЫЕ ПОЗИЦИИ

7.1

Если в течение партии обнаруживается, что в начальной позиции

таврели были расставлены  неправильно,  партия  отменяется и играется новая.

Е сли в течение партии обнаруживается, что доска была установлена не

так, как в п. 2.1, партия продолжается, но на правильно установленной доске.

7.2

Е сли партия началась с обратным цветом фигур, игра продолжается,

если только арбитр не решил иначе.

7.3

Если игрок сдвинет одну или более таврелей на доске, он должен

восстановить позицию за свое время. Если необходимо, партнер

имеет право, не делая хода, перезапускать часы игрока для того,

чтобы убедиться, что игрок восстановил позицию за свое время.

34

---

7.4

Е сли в процессе игры обнаруживается, что был сделан невозможный

ход или что таврели были поставлены не на свои места, должна быть

восстановлена позиция перед возникновением этого нарушения.

Если позиция непосредственно перед нарушением не может быть

установлена, партия продолжается с последней, поддающейся

восстановлению позиции, которая предшествовала возникшему

нарушению. Часы должны быть скорректированы согласно п. 6.13,

а в случае невозможного хода применяется п. 4.3. После этого партия

должна быть продолжена.

***

***

***

***

***

***

***

***

***

===

На турнире по русским шахматам - таврелям.

Таврели — русские шахматы, — игра из глубин веков.

Русские шахматы — наше национальное достояние. Пока весь мир еще дремлет, наши дети уже вовсю осваивают новую игру, развивая свой интеллект, и за будущее нашей страны можно будет не беспокоиться.

Таврели — 3D игра 21 века.

Вы еще не слышали о такой игре как Русские шахматы? Вы играете в обычные? Но вы не стали Чемпионом, у вас нет времени изучать теорию шахмат, запоминать дебюты и эндшпили, гамбиты и миттельшпиль, вы просто получаете удовольствие от игры.

Теперь вы сможете получать от игры в шахматы еще больше удовольствия, не изучая теории, — в Русских шахматах ее практически нет, и вы сможете сами в каждой игре творить ее.

Научиться легко, все правила похожи на обычные, даже взятие на проходе и рокировка, только фигуры не рубятся, а берутся в плен. Заметьте — это гуманнее. Но и сложнее, игра переходит в категорию 3D, ведь появляются башни, а в составе башни могут быть и свои фигуры.

Представляете, можно поставив Ферзя на пешку, а по-русски Князя на ратника, притащить ее в несколько ходов на восьмую горизонталь, где она, как в сказке, превращается, нет, не в любую, а именно в ту фигуру, перед которой стояла.

А как же королевский ратник, спросите вы, неужели будет еще один король, то есть Волхв?

А вот это самое интересное. Ратник Волхва превращается в Хелги, фигуру страшной силы, совмещающий в себе ферзя-Князя и коня-Всадника. Просчитать все ее удары очень сложно и, чаще всего, игрок, сумевший провести Хелги, быстро выигрывает.

В башню можно собрать хоть все фигуры, правда стоять сверху должен Волхв , но распадается башня в момент хода только на две части в любом соотношении.

В русских шахматах действительно нет скучных позиционных партий, которые случаются в индийских, не нужно изучать годами теорию, просто садись и играй!

 

Тем не менее индийские шахматы — отличная школа подготовки игры в таврели. Например, детей мы часто сначала учим играть в обычные шахматы, а уже потом предлагаем попробовать сыграть в таврели.

Опыт показал, что уровень квалификации шахматиста в обычных шахматах примерно соответствует силе его игры в таврели. Конечно, после приобретения опыта игры с сильными таврелистами. Поэтому советуем перед тем, как учить ребенка играть в таврели, научите его сначала игре в индийские. Хотя это необязательно и не всегда так.

Оказалось, что детей, умеющих играть в таврели, очень легко научить обычным шахматам. Правда, это им не всегда интересно.

Источник :     http://tavreli-chess.ru/    

Таврели

РУССКИЕ ШАХМАТЫ

***

***

  tavreli на Яндекс- Диске -     https://disk.yandex.ru/i/hxiPiVzyffxm0g   

--- Смотри   tavreli на Яндекс-Диске

 Смотри tavreli на Яндекс- Диске

   https://yadi.sk/i/hxiPiVzyffxm0g

***

***

***

***

***

***

ПОДЕЛИТЬСЯ

---

 

Яндекс.Метрика

---

***

***

***

***

***

 

Древние числа дарят слова
Знаки лесов на опушке…
Мир понимает седая глава,
Строчки, что создал нам Пушкин.

     Коля, Валя, и Ганс любили Природу, и ещё – они уважали Пушкина.
Коля, Валя, и Ганс, возраст имели солидный – пенсионный.
И дожили они до 6-го июня, когда у Пушкина, Александра Сергеевича, как известно – день рождения...

С Пушкиным, на берегу 

 Созерцатель 

Читать дальше »

 

***

***

---

Фотоистория в папках № 1

 002 ВРЕМЕНА ГОДА

 003 Шахматы

 004 ФОТОГРАФИИ МОИХ ДРУЗЕЙ

 005 ПРИРОДА

006 ЖИВОПИСЬ

007 ТЕКСТЫ. КНИГИ

008 Фото из ИНТЕРНЕТА

009 На Я.Ру с... 10 августа 2009 года 

010 ТУРИЗМ

011 ПОХОДЫ

012 Точки на карте

014 ВЕЛОТУРИЗМ

015 НА ЯХТЕ

017 На ЯСЕНСКОЙ косе

018 ГОРНЫЕ походы

Страницы на Яндекс Фотках от Сергея 001

---

***

***



На Ясенской косе

По Ясенской косе...
 

***

 

Опять Машина Времени, в ходу…
Пойду я к ней, на поводу.
… И устремлюсь в прекрасные пейзажи
На светлом берегу костёрчик разведу… даже

17.01.2023

Предложение Перемещения 

Иван Серенький

***

***

По Ясенской косе

Бардслёт на Ясенской косе. Август 2009

---

***В свете вечернем ... DSCN0077-2.JPG

***

***

***

***

***

***

***

Фишт. Поход на грани выживания

***

***

***

***

...надо осмотреться, а слушать... не обязательно

***

Огни, огни у ёлки, и свежих глаз восторг...

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

---

О книге -

На празднике

Поэт  Зайцев

Художник Тилькиев

Солдатская песнь 

Шахматы в...

Обучение

Планета Земля...

Разные разности

Новости

Из свежих новостей

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Просмотров: 225 | Добавил: iwanserencky | Теги: Анатолий Карпов, история, спорт, tavreli, русские шахматы, История русских шахмат, tavreli на Яндекс- Диске, таврели, игра, из интернета | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: