Главная » 2021 » Март » 4 » Туманность Андромеды.ШКОЛА ТРЕТЬЕГО ЦИКЛА . Иван Ефремов. 014
03:00
Туманность Андромеды.ШКОЛА ТРЕТЬЕГО ЦИКЛА . Иван Ефремов. 014

***

***

***

Глава девятая. ШКОЛА ТРЕТЬЕГО ЦИКЛА


     Четыреста десятая  школа  третьего  цикла   находилась   на   юге
Ирландии.  Широкие  поля,  виноградники  и  купы  дубов  спускались от
зеленых холмов к морю.  Веда Конг и Эвда Наль приехали в час занятий и
медленно  шли  по  кольцевому  коридору,  обегавшему  учебные комнаты,
развернутые по периметру круглого здания.  Был пасмурный день с мелким
дождем,  и  занятия шли в помещениях,  а не на лужайках под деревьями,
как обычно.
     Веда Конг,  почувствовавшая себя девчонкой-школьницей,  кралась и
подслушивала у входов, устроенных, как в большинстве школ, без дверей,
с выступами стен,  кулисообразно заходившими друг за друга.  Эвда Наль
вошла в игру.  Женщины осторожно заглядывали в классы,  стараясь найти
дочь Эвды и остаться незамеченными.
     В первой комнате они обнаружили начерченный во  всю  стену  синим
мелом вектор,  окруженный спиралью,  разворачивавшейся вдоль него. Два
участка спирали были окружены поперечными эллипсами с вписанной в  них
системой прямоугольных координат.
     - Биполярная математика! - с шутливым ужасом воскликнула Веда.
     - Здесь что-то большее! Подождем минуту, - возразила Эвда.
     - Теперь,   когда   мы   познакомились   с   теневыми   функциями
кохлеарного,    то    есть   спирального   поступательного   движения,
возникающими по  вектору,  -  объяснял пожилой преподаватель с глубоко
посаженными горящими глазами,  - мы подходим к  понятию  "репагулярное
исчисление".  Название  исчисления  -  от  древнего  латинского слова,
означавшего "преграда,  запор",  точнее,  переход  одного  качества  в
другое, взятый  в  двустороннем  аспекте.  -  Преподаватель показал на
широкий эллипс  поперек  спирали.  -  Иными  словами,   математическое
исследование взаимопереходящих явлений.
     Веда Конг скрылась за выступом, утащив подругу за руку.
     - Это новое!  Из той области,  о которой толковал ваш Рен Боз  на
морском берегу.
     - Школа всегда дает ученикам самое  новое,  постоянно  отбрасывая
старое. Если новое поколение будет повторять устарелые понятия, то как
мы обеспечим быстрое движение вперед?  И без того на передачу эстафеты
знания детям уходит так бесконечно много времени. Десятки лет пройдут,
пока ребенок  станет  полноценно  образованным,  годным  к  исполнению
гигантских  дел.  Эта  пульсация  поколений,  где  шаг вперед и девять
десятых назад - назад,  пока растет и обучается смена, - самый тяжелый
для человека биологический закон смерти и возрождения. Многое из того,
что мы учили в области математики, физики и биологии, устарело. Другое
дело - ваша история: эта стареет медленнее, так как сама очень стара.
     Они заглянули в другую комнату. Стоявшая спиной преподавательница
и  увлеченные лекцией школьники ничего не заметили.  Здесь были рослые
юноши и девушки по семнадцати  лет.  Их  порозовевшие  щеки  говорили,
насколько захвачены они уроком.
     - Мы,  человечество,  прошли через величайшие испытания.  - Голос
учительницы звенел волнением.  - И  до  сих  пор  главное  в  школьной
истории  - изучение исторических ошибок человечества и их последствий.
Мы прошли через непосильное усложнение жизни и предметов  быта,  чтобы
прийти   к   наибольшей  упрощенности.  Усложнение  быта  приводило  к
упрощению духовной культуры.  Не должно  быть  никаких  лишних  вещей,
связывающих человека, переживания и восприятия которого гораздо тоньше
и  сложнее  в  простой  жизни.  Все,  что  относится  к   обслуживанию
повседневной жизни, так же обдумывается лучшими умами, как и важнейшие
проблемы науки.  Мы последовали общему пути эволюции  животного  мира,
которое  было  направлено на освобождение внимания путем автоматизации
движений,  развития рефлексов  в  работе  нервной  системы  организма.
Автоматизация   производительных   сил  общества  создала  аналогичную
рефлекторную  систему  управления  в  экономическом   производстве   и
позволила множеству людей заниматься тем,  что является основным делом
человека,  - научными исследованиями.  Мы получили от природы  большой
исследовательский  мозг,  хотя  вначале он был предназначен только для
поисков пищи и исследования ее съедобности.
     - Хорошо! - шепнула Эвда Наль и тут увидела дочь.
     Девушка, ничего  не  подозревая,  задумчиво смотрела на волнистую
поверхность оконного стекла,  не дававшую возможности видеть  что-либо
вне класса.
     Веда Конг с любопытством сравнивала ее с матерью.  Те  же  прямые
длинные   черные  волосы,  переплетенные  у  дочери  голубой  нитью  и
подвязанные двумя большими петлями. Тот же сужавшийся книзу овал лица,
в  котором  было  что-то детское от слишком широкого лба и выступавших
под  висками  скул.  Снежно-белая  кофточка  из  искусственной  шерсти
подчеркивала  темноватую  бледность  ее  кожи  и  резкую черноту глаз,
бровей и ресниц.  Ожерелье красного коралла гармонировало с безусловно
оригинальной внешностью этой девушки.
     Дочь Эвды была одета в такие же широкие и короткие,  выше  колен,
штаны,  как  и  все  в  классе,  только отличавшиеся красной бахромой,
вшитой в боковые швы.
     - Индейское украшение,  - шепнула  Эвда  Наль  на  вопросительную
улыбку подруги.
     Эвда и  Веда поспешили отступить в коридор:  из класса,  закончив
лекцию,  выходила учительница.  Следом устремились несколько учеников,
среди  них и дочь Эвды.  Внезапно девушка замерла,  увидев мать - свою
гордость и всегдашний пример для подражания.  Эвда  не  знала,  что  в
школе существовал кружок ее почитателей,  решивших идти в жизни той же
дорогой, что и знаменитая Эвда Наль.
     - Мама!  -  прошептала  девушка  и,  бросив застенчивый взгляд на
спутницу матери, прильнула к Эвде.
     Учительница остановилась и подошла ближе.
     - Я должна уведомить школьный совет, - сказала она, не подчиняясь
протестующему жесту Эвды Наль.  - Мы извлечем некую пользу  из  вашего
приезда.
     - Лучше  извлекайте  пользу вот из кого.  - Эвда представила Веду
Конг.
     Учительница истории залилась румянцем и стала совсем юной.
     - Очень  хорошо!  -  Она пыталась сохранить деловой тон.  - Школа
накануне выпуска старших  групп.  Жизненное  напутствие  Эвды  Наль  в
сочетании с обзором древних культур и рас,  данным Ведой Конг, - удача
для нашей молодежи! Правда, Pea?
     Дочь Эвды захлопала  в  ладоши.  Учительница  устремилась  легкой
побежкой  гимнастки  в  служебные  помещения,  находившиеся  в длинной
прямой пристройке.
     - Pea,  ты  пропустишь труд,  и мы погуляем в саду?  - предложила
Эвда дочери.  -  Я  не  успею  навестить  тебя еще раз до выбора тобой
подвигов. В прошлый раз мы окончательно не решили...
     Pea безмолвно взяла мать за руку.  Занятия в каждом  цикле  школы
чередовались с уроками труда.  Сейчас был один из любимых уроков Реи -
шлифовка оптических стекол,  но что могло  быть  интереснее  и  важнее
приезда матери?
     Веда пошла  к   видневшейся   вдали   маленькой   астрономической
обсерватории,  оставив мать и дочь наедине.  Pea, по-детски прильнув к
сильной руке матери, шла рядом, сосредоточенно думая.
     - Где  твой  маленький  Кай?  - спросила Эвда,  и девушка заметно
опечалилась.
     Кай был  ее  учеником.  Старшие  школьники навещали расположенные
поблизости школы первого или второго циклов и наблюдали за  учением  и
воспитанием   выбранных   подопечных.   При   тщательности  воспитания
интегральная помощь учителям была необходима.
     - Кай  перешел  во  второй  цикл  и уехал далеко отсюда.  Мне так
жалко...  Зачем нас переводят с одного места в  другое  каждые  четыре
года, от цикла к циклу?
     - Ты же знаешь,  что психика утомляется и  тупеет  в  однообразии
впечатлений.
     - Я только не понимаю, почему первый из четырех трехлетних циклов
носит  название  нулевого  -  ведь  в нем происходит тоже очень важный
процесс воспитания и обучения малышей от года до четырех.
     - Старое   и   неудачное   название.   Но   мы   избегаем  менять
установившиеся термины без крайней нужды.  Это всегда влечет за  собою
ненужную  трату человеческой энергии.  Оберегать человечество от этого
призван каждый без исключения.
     - Но  ведь  разделение  циклов - они учатся и живут отдельно,  их
постоянные переезды с места на место - тоже большая трата сил?
     - С  лихвой окупающаяся обстановка восприятия,  полезного эффекта
обучения, которые иначе с каждым годом неизбежно падают. Вы, маленькие
люди, по мере роста и воспитания превращаетесь в качественно различные
существа. Совместная жизнь разных возрастных групп мешает воспитанию и
раздражает самих учащихся. Мы свели разницу к минимуму, разделив детей
на четыре возрастных цикла, и все же это несовершенно. Но посоветуемся
сначала  о  твоих  мечтах  и  делах.  Мне  придется прочитать всем вам
лекцию, и, может быть, твои вопросы разъяснятся сами собой.
     Pea стала  поверять  матери  свои  сокровенные  думы  с  открытой
доверчивостью ребенка  эры  Кольца,  никогда  не  испытавшего  обидной
насмешки или непонимания.  Девушка была воплощением юности, ничего еще
не знающей о жизни,  но уже полной задумчивого ожидания. С исполнением
семнадцатилетия  девушка  кончала школу и вступала в трехлетний период
подвигов Геркулеса, выполняя работу уже среди взрослых. После подвигов
окончательно  определялись  влечения  и  способности.  Тогда следовало
двухлетнее  высшее  образование,  дававшее  право  на  самостоятельную
работу в избранной специальности. За долголетнюю жизнь человек успевал
пройти высшее образование  по  пяти-шести  специальностям,  меняя  род
работы,  но  от  выбора  первой  и трудной деятельности - Геркулесовых
подвигов - зависело многое.  Поэтому они выбирались после  тщательного
обдумывания и обязательно со старшим советчиком.
     - Вы уже прошли выпускные психологические  испытания?  -  сдвигая
брови, спросила Эвда.
     - Прошли.  У меня от двадцати до двадцати четырех в первых восьми
группах,  восемнадцать и девятнадцать в десятой группе и тринадцатой и
даже семнадцать в семнадцатой группе! - гордо воскликнула Pea.
     - Это превосходно! - обрадовалась Эвда. - Тебе открыто все. Ты не
переменила выбора первого подвига?
     - Нет.  Буду  медсестрой  на  острове Забвения,  а потом весь наш
кружок,  кружок твоих  последователей,  будет  работать  в  Ютландском
психологическом госпитале.
     Эвда не  поскупилась  на  добродушные  шутки  в   адрес   ретивых
психологов,  но  Pea  упросила  мать стать ментором для членов кружка,
тоже стоявших перед выбором подвигов.
     - Мне придется прожить здесь до конца отпуска, - засмеялась Эвда.
- Что будет делать Веда Конг?
     Pea вспомнила про спутницу матери.
     - Она хорошая,  - серьезно сказала Pea, - и почти так же красива,
как ты!
     - Гораздо, красивее!
     - Нет, я знаю... Вовсе не потому, что ты - моя мама, - настаивала
Pea. -  Может быть,  с первого взгляда она лучше.  Но ты несешь в себе
внутренние силы, каких у Веды Конг еще нет. Я не говорю, что не будет.
Когда будет - тогда...
     - Затмит твою маму, как луна звезду?
     Pea затрясла головой.
     - А разве ты останешься на месте? Ты пройдешь еще дальше ее!
     Эвда провела по гладким волосам,  заглянув в поднятое к ней  лицо
дочери.
     - Не достаточно ли восхвалений, дочь? Мы упустим время!..
     Веда Конг  тихо шла по аллее,  углубляясь в рощу широколиственных
кленов, шелестевших влажной тяжелой листвой. Первые призраки вечернего
тумана  пытались подняться с близкого луга,  но мгновенно развеивались
ветром. Веда Конг думала о подвижном покое природы и о том, как удачно
выбираются   всегда   места  для  постройки  школ.  Важнейшая  сторона
воспитания - это развитие острого восприятия природы и тонкого  с  ней
общения.  Притупление внимания к природе - это,  собственно, остановка
развития  человека,  так  как,  разучаясь  наблюдать,  человек  теряет
способность  обобщать.  Веда  думала  об умении учить - драгоценнейшей
способности  в  эпоху,  когда   наконец   поняли,   что   образование,
собственно,  и  есть  воспитание  и  что  только так можно подготовить
ребенка к трудному пути человека.  Конечно,  основа дается врожденными
свойствами,  но  ведь  они  могут  остаться втуне,  без тонкой отделки
человеческой души, создаваемой учителем.
     Ученый-историк вернулась  к  тем  уже отдаленным дням,  когда она
сама была слепленным из противоречий юным  существом  третьего  цикла,
трепещущим  от  желания  пожертвовать  собой и в то же время судящим о
всем мире только от себя,  с эгоцентризмом  здоровой  молодости,  "Как
много сделали тогда учителя - поистине нет более высокого дела в нашем
мире!"
     Учитель -  в  его руках будущее ученика,  ибо только его усилиями
человек поднимается все выше и делается все  могущественнее,  выполняя
самую трудную задачу преодоление самого себя,  самолюбивой жадности  и
необузданных желаний.
     Веда Конг  повернула  к  окаймленному  соснами маленькому заливу,
оттуда доносились юношеские голоса,  и  скоро  наткнулась  на  десяток
мальчишек  в пластмассовых передниках,  усердно обрабатывавших длинный
дубовый брус топорами - инструментами,  изобретенными  еще  в  пещерах
каменного  века.  Юные строители почтительно приветствовали историка и
объяснили,  что они, в подражание историческим героям, хотят построить
судно  без  помощи  автоматических  пил  и сборочных станков.  Корабль
предназначается для плавания к развалинам Карфагена, которое они хотят
совершить  во  время  вакаций вместе с учителями истории,  географии и
труда.
     Веда пожелала  успеха  корабельщикам  и  собралась  идти  дальше.
Вперед выступил высокий и тонкий юноша с совершенно желтыми волосами.
     - Вы  приехали  вместе  с  Эвдой  Наль?  Тогда  можно  мне задать
несколько вопросов?
     Веда согласилась.
     - Эвда Наль работает в Академии  Горя  и  Радости.  Мы  проходили
общественную  организацию  нашей планеты и некоторых других миров,  но
нам еще не говорили о значении этой Академии.
     Веда рассказала  о  великом  учете,  проводимом Академией в жизни
общества, -   подсчете   горя  и  счастья  в  жизни  отдельных  людей,
исследования  горя  по  возрастным  группам.  Затем  следовал   анализ
изменений   горя   и   радости   по   этапам   исторического  развития
человечества.  Какова бы ни была  разнокачественность  переживаний,  в
массовых  итогах,  обработанных  методами  больших чисел - стохастики,
получались  важные  закономерности.  Советы,  направлявшие  дальнейшее
развитие    общества,    обязательно   старались   добиваться   лучших
показателей.  Только при возрастании радости или ее равновесии с горем
считалось, что развитие общества идет успешно.
     - Значит, Академия Горя и Радости самая главная? - спросил другой
мальчик со смелыми и задорными глазами.
     Другие засмеялись, и первый собеседник Веды Конг пояснил:
     - Оль везде ищет главенство.  И сам мечтает о великих начальниках
прошлого.
     - Опасный  путь,  -  улыбнулась  Веда.  -  Как  историк  могу вам
сказать,  что  эти  великие  начальники  были  самыми   связанными   и
зависимыми людьми.
     - Связанными   обусловленностью   своих   действий?   -   спросил
желтоволосый юноша.
     - Именно.  Но то было в  неравномерно  и  стихийно  развивавшихся
древних  обществах  ЭРМ и более ранних.  Теперь главенства нет потому,
что действия каждого Совета немыслимы без всех остальных Советов.
     - А Совет Экономики? Без него никто не может предпринимать ничего
большого, - осторожно возразил смутившийся, но нерастерявшийся Оль.
     - Верно,  потому  что  экономика  -  единственная реальная основа
нашего существования.  Но мне кажется,  что у вас не совсем правильное
представление   о   главенстве.  Вы  уже  проходили  цитоархитектонику
человеческого мозга?
     Юноши ответили утвердительно.
     Веда попросила дать ей палку и нарисовала на песке круги основных
управляющих учреждений.
     - Вот в центре Совет Экономики.  От него проведем прямые связи  к
его  консультативным  органам:  АГР  - Академия Горя и Радости,  АПС -
Академия  Производительных  Сил,  АСПБ   -   Академия   Стохастики   и
Предсказания Будущего,  АПТ - Академия Психофизиологии Труда.  Боковая
связь - с самостоятельно действующим органом - Советом Звездоплавания.
От  него  прямые  связи  к  Академии  Направленных Излучений и внешним
станциям Великого Кольца. Дальше...
     Веда расчертила песок сложной схемой и продолжала:
     - Разве   это    не    напоминает    вам    человеческий    мозг?
Исследовательские  и  учетные  центры  -  это центры чувств.  Советы -
ассоциативные центры. Вы знаете, что вся жизнь состоит из притяжения и
отталкивания, ритма  взрывов  и накоплений,  возбуждения и торможения.
Главный центр торможения - Совет Экономики,  переводящий все на  почву
реальных   возможностей  общественного  организма  и  его  объективных
законов.  Это  взаимодействие   противоположных   сил,   сведенное   в
гармоническую  работу,  и  есть наш мозг и наше общество - то и другое
неуклонно движется вперед.  Когда-то давно кибернетика,  или наука  об
управлении,  смогла  свести  сложнейшие взаимодействия и превращения к
сравнительно простым действиям машин.  Но чем больше развивалось  наше
знание,  тем  сложнее  оказывались  явления  и  законы  термодинамики,
биологии,  экономики и навсегда исчезали  упрощенные  представления  о
природе или процессах общественного развития.
     Юноши слушали Веду не шелохнувшись.
     - Что же главное в таком устройстве общества?  - обратилась она к
любителю начальников,
     Тот смущенно молчал, но первый юноша поспешил на выручку.
     - Движение вперед! - храбро объявил он, и Веда восхитилась.
     - Приз за превосходный ответ!  - воскликнула она и, оглядев себя,
сняла с левого плеча застежку из эмали, изображавшую белого альбатроса
над голубым морем. Молодая женщина протянула вещицу юноше на раскрытой
ладони.
     Тот замялся в нерешительности.
     - На память о  сегодняшнем  разговоре  и  о  движении  вперед!  -
настаивала Веда, и юноша взял альбатроса.
     Придерживая отпадающий наплечник блузки, Веда направилась обратно
в  парк.  Застежка  была  подарком Эрга Ноора,  и внезапное стремление
отдать ее означало многое,  в том  числе  и  странное  желание  скорее
сбросить с себя прежнее,  ушедшее или уходящее, которое знала за собой
Веда.
     Круглый зал  в  центре  здания  собрал  все  население  школьного
городка.  Эвда Наль в черном платье встала на центральное  возвышение,
освещенное   сверху,  и  спокойно  обвела  взглядом  ряды  амфитеатра.
Аудитория замерла,  слушая ее негромкий, ясный голос. Орущие усилители
употреблялись  лишь  в  технике  безопасности.  Необходимость  больших
аудиторий отпала с развитием телевизионных стереотелефонов ТВФ.
     - Семнадцать   лет   -   перелом   жизни.  Скоро  вы  произнесете
традиционные  слова  в  собрании  Ирландского  округа:  "Вы,  старшие,
позвавшие  меня на путь труда,  примите мое умение и желание,  примите
мой труд и учите меня среди дня и среди ночи.  Дайте мне руку  помощи,
ибо  труден  путь,  и  я пойду за вами".  В этой древней формуле между
строк заключено очень многое,  и сегодня мне следует  сказать  вам  об
этом.
     Вас с детства учат диалектической философии, когда-то в секретных
книгах античной древности называвшейся "Тайной  Двойного".  Считалось,
что  ее  могуществом  могут  владеть  лишь  "посвященные"  -  сильные,
умственно и морально высокие люди.  Теперь вы с юности  понимаете  мир
через законы диалектики, и ее могучая сила служит каждому. Вы пришли в
жизнь в хорошо устроенном обществе,  созданном поколениями  миллиардов
известных  тружеников  и  борцов  за  лучшую жизнь.  Пятьсот поколений
прошло со времени образования первых обществ с разделением  труда.  За
это  время  смешались  различные расы и народности.  Капля крови,  как
говорили в старину,  - наследственные механизмы,  скажем мы теперь,  -
есть в каждом из вас от  каждого  народа.  Была  проделана  гигантская
работа  по  очищению  наследственности  от  последствий  неосторожного
пользования  излучениями  и  от  распространенных   прежде   болезней,
проникавших в ее механизмы.
     Воспитание нового человека - это тонкая работа  с  индивидуальным
анализом и очень осторожным подходом. Безвозвратно прошло время, когда
общество  удовлетворялось  кое-как,  случайно   воспитанными   людьми,
недостатки   которых   оправдывались   наследственностью,   врожденной
природой человека.  Теперь каждый дурно воспитанный человек - укор для
всего общества, тягостная ошибка большого коллектива людей.
     Но вам,  еще не  освободившимся  от  возрастного  эгоцентризма  и
переоценки своего "я",  следует ясно представить, как много зависит от
вас самих,  насколько вы сами - творцы своей свободы и интереса  своей
жизни.  Выбор путей у вас очень широк,  но эта свобода выбора вместе с
тем  и  полная  ответственность  за   выбор.   Давно   исчезли   мечты
некультурного  человека  о  возвращении  к  дикой  природе,  о свободе
первобытных обществ и  отношений.  Перед  человечеством,  объединившим
колоссальные  массы  людей,  стоял реальный выбор:  или подчинить себя
общественной дисциплине,  долгому воспитанию и обучению, или погибнуть
-  других  путей  для  того,  чтобы прожить на нашей планете,  хотя ее
природа довольно щедра,  нет!  Горе-философы,  мечтавшие о возвращении
назад,  к  первобытной  природе,  не  понимали  и  не  любили  природу
по-настоящему,  иначе  они  знали  бы  ее  беспощадную  жестокость   и
неизбежное уничтожение всего, не подчинившегося ее законам.
     Перед человеком нового общества встала  неизбежная  необходимость
дисциплины  желаний,  воли  и  мысли.  Этот путь воспитания ума и воли
теперь так же обязателен для каждого из нас,  как и  воспитание  тела.
Изучение  законов  природы  и общества,  его экономики заменило личное
желание  на  осмысленное  знание.  Когда  мы  говорим:  "Хочу",  -  мы
подразумеваем: "Знаю, что так можно".
     Еще тысячелетия тому назад  древние  эллины  говорили:  метрон  -
аристон,  то  есть самое высшее - это мера.  И мы продолжаем говорить,
что основа культуры - это понимание меры во всем.
     С возрастанием  уровня  культуры  ослабевало стремление к грубому
счастью собственности,  жадному количественному увеличению  обладания,
быстро притупляющемуся и оставляющему темную неудовлетворенность.
     Мы учим вас  гораздо  большему  счастью  отказа,  счастью  помощи
другому,  истинной  радости работы,  зажигающей душу.  Мы помогали вам
освободиться от власти мелких стремлений и мелких  вещей  и  перенести
свои радости и огорчения в высшую область - творчество.
     Забота о физическом воспитании, чистая, правильная жизнь десятков
поколений  избавили  вас  от  третьего  страшного  врага  человеческой
психики - равнодушия пустой и ленивой  души.  Заряженные  энергией,  с
уравновешенной,  здоровой  психикой,  в  которой  в силу естественного
соотношения эмоций больше доброты,  чем зла,  вы вступаете  в  мир  на
работу.  Чем лучше будете вы, тем лучше и выше будет все общество, ибо
тут взаимная зависимость.  Вы создадите  высокую  духовную  среду  как
составляющие частицы общества,  и оно возвысит вас самих. Общественная
среда - самый важный фактор для воспитания  и  учения  человека.  Ныне
человек воспитывается и учится всю жизнь,  и восхождение общества идет
быстро.
     Эвда Наль приостановилась, пригладила волосы тем же жестом, что и
сидевшая, не сводя с нее глаз, Pea, затем снова заговорила:
     - Когда-то   люди   называли   мечтами   стремление   к  познанию
действительности мира.  Вы будете  так  мечтать  всю  жизнь  и  будете
радостны в познании, движении, в борьбе и труде. Не обращайте внимания
на спады после взлетов души,  потому что  это  такие  же  закономерные
повороты   спирали   движения,   как  и  во  всей  остальной  материи.
Действительность свободы сурова,  но вы подготовлены к ней дисциплиной
вашего  воспитания и учения.  Поэтому вам,  сознающим ответственность,
дозволены все те перемены деятельности,  которые и  составляют  личное
счастье.  Мечты  о  тихой бездеятельности рая не оправдались историей,
ибо  они  противны  природе  человека-борца.  Были  и  остались   свои
трудности  для каждой эпохи,  но счастьем для всего человечества стало
неуклонное и быстрое восхождение к все большей высоте знания и чувств,
науки и искусства.
     Эвда Наль кончила лекцию и сошла вниз,  к передним сиденьям,  где
ее   приветствовала   Веда   Конг,   как  Чару  на  празднике.  И  все
присутствовавшие  встали,  повторяя  этот  жест,   словно   высказывая
восхищение невиданным искусством. 
   Читать  дальше  ...  

  Источник :   https://mir-knig.com/read_353731-1

***

***

  Туманность Андромеды. ЖЕЛЕЗНАЯ ЗВЕЗДА. Иван Ефремов. 001 

  Туманность Андромеды. Иван Ефремов. 002 

   Туманность Андромеды. ЭПСИЛОН ТУКАНА. Иван Ефремов. 003

  Туманность Андромеды. Иван Ефремов. 004 

   Туманность Андромеды. В ПЛЕНУ ТЬМЫ. Иван Ефремов. 005 

   Туманность Андромеды. Иван Ефремов. 006 

   Туманность Андромеды. РЕКА ВРЕМЕНИ . Иван Ефремов. 007   

    Туманность Андромеды. КОНЬ НА ДНЕ МОРСКОМ. Иван Ефремов. 008 

   Туманность Андромеды. ЛЕГЕНДА СИНИХ СОЛНЦ. Иван Ефремов. 009 

   Туманность Андромеды. Иван Ефремов. 010 

   Туманность Андромеды. СИМФОНИЯ ФА МИНОР ЦВЕТОВОЙ ТОНАЛЬНОСТИ 4,750 МЮ . Иван Ефремов. 011 

   Туманность Андромеды. Иван Ефремов. 012 

   Туманность Андромеды. КРАСНЫЕ ВОЛНЫ . Иван Ефремов. 013 

  Туманность Андромеды.ШКОЛА ТРЕТЬЕГО ЦИКЛА . Иван Ефремов. 014 

  Туманность Андромеды. ТИБЕТСКИЙ ОПЫТ . Иван Ефремов. 015

  Туманность Андромеды. Иван Ефремов. 016

  Туманность Андромеды. ОСТРОВ ЗАБВЕНИЯ. Иван Ефремов. 017

  Туманность Андромеды. СОВЕТ ЗВЕЗДОПЛАВАНИЯ. Иван Ефремов. 018 

  Туманность Андромеды. Иван Ефремов. 019 

  Туманность Андромеды. АНГЕЛЫ НЕБА . Иван Ефремов. 020 

  Туманность Андромеды. Иван Ефремов. 021 

  Туманность Андромеды.СТАЛЬНАЯ ДВЕРЬ . Иван Ефремов. 022 

  Туманность Андромеды. ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ . Иван Ефремов. 023 

  Туманность Андромеды.ПРИМЕЧАНИЯ К РОМАНУ "ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ" . Иван Ефремов. 024 

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

 

ПОДЕЛИТЬСЯ

 

 

***

Яндекс.Метрика

***

***

 Звездные корабли. Иван Ефремов. 

  У коммунаров Ефремова. Почему? 

  Час Быка. Иван Ефремов.

  ...Из статьи Ивана Ефремова "Восходящая спираль эволюции" (1972)

Иван Ефремов и братья Стругацкие - их миры в фантастике

***

***

***

 











 


***

***

No 44, таинственный незнакомец. Марк Твен...

Из живописи фантастической

Шахматист Волков

Шахматы в...

Обучение

О книге 

На празднике

Поэт 

Художник

Песнь

Из НОВОСТЕЙ

Новости

 Из свежих новостей - АРХИВ...

Аудиокниги

Новость 2

Семашхо

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Просмотров: 285 | Добавил: iwanserencky | Теги: Иван Ефремов, Туманность Андромеды, проза, фантастика, классика, слово, литература, ШКОЛА ТРЕТЬЕГО ЦИКЛА | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: